v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Конспект интегрированного занятия непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с учетом ФГОС ДО в подготовительной к школе группе.

2 марта 2017 - администратор

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
непосредственно образовательной деятельности
по ФЭМП с учетом ФГОС ДО
в подготовительной к школе группе.
Тема: В поисках Фиксиков.

 

 

Группа, возраст воспитанников: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

 

Подготовили и провели: 

·          воспитатель I квалификационной категории Орлова А. С.,

·          инструктор по физической культуре высшей квалификационной    категории Крюкова О. В.,

·          музыкальный руководитель I квалификационной категории Борисова Л. Л.

Тема недели: «Математика - в радость и в удовольствие» (в соответствии с комплексно – тематическим планированием).

Тип занятия: интегрированное (развивающая квест-игра).

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Программные задачи:

Воспитательные:

·                     Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и музыкальной деятельности

·                     Воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

·                     Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающие:

·                     Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, логические операции, сообразительность.

·                     Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

·                     Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.

·                     Развивать умение пространственной ориентировки на плоскости, чётко следовать инструкции, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.

·                     Развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве вокруг себя.

·                     Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

·                     Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.

·                     Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

 

·                     Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Образовательные:

·                     Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур, порядковый счет) посредством дидактических игр и игровых заданий.

·                     Совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда.

·                     Обобщать знания: о форме геометрических фигурах и их признаках— треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат; в умение различать предметы по цвету и величине.

·                     Упражнять в умении работать с опорными схемами и по воображению.

·                     Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

·                     Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

 

 

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление пригласительных, предварительная работа с детьми, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, запись фрагмента мультфильма «Фиксики», изготовление схем, чисел, геометрических фигур; подбор оборудования, оформление группы.

 

 

Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, чтение сказки «Как геометрические фигуры спорили»; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10»; игры в центре «Познайка»: логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»;дидактические игры по ФЭМП: «Количество и счет», «Геометрические фигуры», «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай»; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости (лист бумаги): «Назови соседей», «Лабиринт», «Геометрический диктант»; разучивание физкультурной минутки, индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; рисование фигур животных, растений и птиц с помощью геометрического трафарета; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

 

Формы организации НОД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

 

 

Формы реализации детских видов деятельности: минутка вхождения в день (психогимнастика), актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастика для глаз, разгадывание загадки, дидактическая игра, упражнение на ориентировку на плоскости , беседа, физ. минутка, продуктивная деятельность.

 

Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь найти мультипликационных персонажей); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героев и предметов), воображаемая ситуация-передача письма, видео обращение); наглядный методы (использование интерактивной доски, компьютера); объяснительно-иллюстративный (использование иллюстраций и показ картинок); дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование по подготовленным эскизам и шаблонам; физ. минутка; поощрение; анализ НОД.

 

 

Виды детской деятельности: игровая (видеозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (аппликация), коммуникативная (беседа), двигательная.

 

 

Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, названия форм, размеров, цвета.

 

Материал и оборудование:

Раздаточный материал: печатные карточки-задания заданием: картинка с изображением недостроенного автомобиля.

Дидактические средства (демонстрационный материал): учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», дидактическое пособие «Рассели жильцов», изображение мультипликационных персонажей Симки, Маси и Нолика, знак «Фиксиков» (ладонь с тремя пальцами).

Оборудование: мультимедийный экран и проектор для презентации, электронная презентация — видео обращение Гения Евгеньевича, магнитофон, аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона СМС сообщения «К телефону подойди», мобильный телефон, диск, фотоаппарат.

 

 

Ожидаемый результат:

·                     Развитие элементарных математических способностей, представление о составе чисел от 1 до 10.

·                     Знания о форме плоских геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать фигуру «человечка» (кукла-игрушка) из геометрических фигур, с помощью художественными и конструктивных средств.

·                     Интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.

·                     Навыки культуры речевого общения, совершенствования эстетического и нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.

 

 

 

 

 

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

 

Дети свободно перемещаются по группе, ходят, разговаривают… Заходят гости.

Воспитатель настраивает детей на начало НОД.

 

Воспитатель обращается к детям:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей – они пришли посмотреть, как мы весело и с удовольствием изучаем математику. Скажите мне пожалуйста, какой сегодня день? (Вторник, последний день зимы). А значит уже завтра наступит … (весна). Давайте тогда подарим свои теплые, почти весенние улыбки нашим гостям.

I часть. Вводная часть (актуализация чувственного опыта - сюрпризный момент, беседа).

Воспитатель: (Звук письма на электронную почту) Ребята, мне на электронную почту пришло письмо, может это что-то важное и срочное.

Воспитатель с детьми подходит к компьютеру и на экране появляется Гений Евгеньевич.

 

II часть. Мотивация детей в деятельности (ориентирование в пространстве).

Фото обращение от Гения Евгеньевича: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали.

Дети: Да, это Гений Евгеньевич из мультфильма «Фиксики».

 

Письмо от Гения Евгеньевича: Симка и Нолик мне рассказали, что Дим Димыч уехал с родителями к бабушке в гости, а им скучно стало, т.к. все приборы они уже починили, и Фиксики решили придти к вам в детский сад поиграть с вами и выяснить нужна ли вам математика, и давно не выходят на связь.

Воспитатель: Ребята, а вы их не видели?

(Дети: Нет.)

Воспитатель: Ребята, куда же могли подеваться Фиксики?

(Дети: Может они заблудились в детском саду? Или, может, они с нами хотят поиграть и ждут, что мы их найдем.)

Воспитатель: Где обычно находятся фиксики? Давайте пойдем по их следу.

(Дети: Они ремонтируют приборы. У нас в группе из приборов есть магнитофон (включают магнитофон и слышен голос Нолика):

 

Здравствуйте ребята! Это мы – Нолик, Симка и Мася

, уже давно прибыли к вам в детский сад. Хотим с вами поиграть, но для этого попробуйте нас найти. Вот вам первая подсказка: Сколько в радуге цветов, дней в неделе у китов. Гномиков у Белоснежки, братьев-близнецов у пешки, нот, что знают даже дети, и всего чудес на свете, разобраться с этим всем нам поможет цифра… (семь).

Воспитатель: Наша подсказка – это же цифра 7! Что же нам с ней делать?

(Дети: Может надо что-то посчитать?)

Воспитатель: Или кого-то.

(Дети: Давайте нас посчитаем! (считают вслух, 14 детей). Нет, нас больше чем 7.)

Воспитатель: Давайте посчитаем еще раз, но не всех, а кого…

(Дети: Давайте девочек. А нас как раз - 7. И мальчиков - 7. Поровну.)

 

Воспитатель: Вы забыли про меня! Я тоже отношусь к девочкам!

(Дети: Теперь девочек на 1 больше чем мальчиков.)

 

 (Предлагают способы, чтобы уравнять).

http://otvet.imgsmail.ru/download/104595955_2e799f00d7def4e8b2c7c96d06ec059b_800.jpgВоспитатель: Ну хорошо, я уйду из команды девочек и буду общим гидом. А как еще можно определить, что вас поровну, не считая. Правильно, составить пары. Попробуем? А сколько пар получилось! Конечно 7. Мы приблизились к отгадке и выяснили что цифра 7 обозначает количество пар. А что еще бывает по парам и есть в группе?

(Дети: Носки, варежки. Может в перчатках! (В игре «Осьминожка» дети находят зашифрованные схемы (кроссворды) из блоков Дьенеша (машины) на каждого).  

 

Задание 1. Игра «Отгадай, что зашифровано». (Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.)

Дети определяют, что отгадка на кроссворд – это блоки Дьенеша. Проговаривают решение одной фигуры. Каждый ребенок берет схему, коробку с блоками и садится за стол. После решения кроссворда воспитатель проверяет правильность выполнения.

Воспитатель: Вот и вторая подсказка, что же это может значить?

(Дети: Наверно, следующая подсказка в какой-то машинке.)

На макете дороги в игрушечной машинке следующее письмо:

Изображение  4-ёх этажного дома с рамочкой из красных треугольников.

 

 

 

Задание 2. Игра «Рассели жильцов». (Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку на плоскости, внимание, логическое мышление.)

Дети: Это же наш дом для блоков Дьенеша – следующая подсказка. Проговаривают вместе с воспитателем цвет этажей и форму – подъездов. Расселяют жильцов, не понимая, что дальше. С помощью воспитателя догадываются проверить письмо еще раз, обращая внимание на рамочку (красный треугольник), находят нужное окошко, там письмо:

 

Кто уже построил дом, повернись сейчас кругом и 7 шагов прямо – ты иди туда упрямо. Поверни ты здесь направо и еще два шага прямо. Вновь направо повернись и 4 шага – не ленись! Теперь на лево посмотри будет все как в сказке, ты найдешь свою подсказку.

 

 

Задание 3. «Иди по стрелкам». (Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по четырем признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.)

Под ковром дети находят две стрелки с номерами в разные направления. Воспитатель находит еще одну коробку с пронумерованными блоками Дьенеша и схемами. Дети на стрелки кладут блоки, соответствующие цифрам, читают схемы и на два данных блока находится только одна схема к нужной стрелке. С обратной стороны стрелки число, обозначающее количество шагов до следующей подсказки. Пройдя все испытания, дети приходят в музыкальный зал.

 

 

 

Задание 4 (в музыкальном зале).

 

Интерактивная игра с фиксиками.

Дети выполняют задания с помощью компьютера и мышки по очереди.

Гимнастика для глаз с использованием ИКТ.

Воспитатель: Мы с вами выполнили столько заданий,  как вы думаете, помогла нам математика? (ответы детей).

Звучит музыкальная заставка «Раз, два, три Тыдыщ». На экране появляется Нолик: «Привет, ребята. А вот и я. Вы справились с моими заданиями. А чтобы найти мою сестру Симку вам тоже нужно выполнить задания и вот вам подсказка, у кого их найти:

«Чтобы быть здоровым, сильным,

Быстрым, ловким и спортивным

Будем с Аней, Витей, Шурой

Заниматься… (физкультурой, отвечают дети).

Воспитатель: Ребята, а кто нам может помочь справиться с заданиями по физкультуре? (Ольга Владимировна)

Воспитатель (дети): Ольга Владимировна, помогите нам решить проблему, чтобы найти Симку. И еще нам нужно выяснить нужна ли нам математика на занятиях физкультуры!

 

Инструктор предлагает разобрать бейджики с геометрическими фигурами.

И/ф: 1-ое задание: «Посчитай и покажи».

- Разделитесь на группы по цвету фигур на ваших бейджиках. (Дети встают в 3 колонны: зелёные, красные, жёлтые). По ориентирам в колонну по одному стройся. Налево (дети встают в 3 шеренги, лицом к окну).

 

Проводится разминка с использованием ИКТ.

 

Инструктор: Ребята, каждый считает про себя, а отвечает тот, кого назову (например, 3-ий  красный, 1-ый желтый и т.д.).

- Ребята, отгадайте загадку:

 

Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить.   (Часы)

- Для чего нужны часы?

- Что измеряют часами? (время)

- Какие вы знаете часы?

- Какие у меня часы? (песочные)

- Предлагаю вам объединиться в группы по форме фигур на ваших бейджиках. Каждая группа будет в течение 1 минуты выполнять упражнения с мячом, используя карточки – схемы.

По истечении 1- ой минуты, по команде свистка, вы начинаете выполнять следующее задание, указанное в карточке – схеме.

 

- Прочитаем карточки-схемы (ответы детей).

 

- Ребята, постарайтесь сосчитать количество раз правильно выполненных упражнений. Всем понятно, что мы будем делать? (ответы детей).

 

1)    Отбивание мяча о пол правой, левой рукой.

 

2)     Подбрасывание и ловля мяча с хлопком.

 

3)     Ведение мяча  с продвижением вперед.

 

(Дети убирают мячи)

Инструктор: Ребята, сколько времени вам отводилось на выполнение каждого задания? (1 минута).

- Как вы думаете, сколько времени мы затратили на выполнение всех заданий? (3 минуты).

- Сейчас предлагаю вам объединиться в группы по величине фигур на ваших бейджиках

 

Инструктор: Предлагаю игру – эстафету «Разбери фигуры».

- Фиксики перепутали фигуры. Каждой команде нужно в соответствии с карточкой принести нужную фигуру в свой обруч. Каждый берет только одну фигуру.

- Какие фигуры собирает ваша команда?

-Какие фигуры собирает ваша команда?

 

- Все запомнили? (инструктор убирает карточки. По окончании эстафеты вместе с детьми проверяют правильность выполнения)

 

        (Игра проводится 2 раза).

 

Инструктор: А сейчас поиграем. Игра называется «Найди пару».

(Дети берут карточки с цифрами от 0 до 9 - два набора).

- Пока звучит музыка, вы бегаете по залу. Когда музыка закончится, вам нужно встать в пару с такой же цифрой (2-3 раза дети меняются карточкой).

- Ребята, а кто знает, какое число получилось, если сложить ваши цифры в паре? (например, 3+3, 5+5).

Инструктор: Раз, два, три, четыре, пять - надо в круг нам быстро встать.

- Играем в игру «Соседи числа». Выбираем водящего считалкой (дети считаются). (Водящий бросает по очереди детям мяч, называет число, ребёнок ловит мяч, называет соседей числа и бросает мяч обратно водящему).

Инструктор: Ребята, мы с вами молодцы. Прошли все испытания.

 

Звучит музыкальная заставка «Раз, два, три Тыдыщ».

На экране появляется Симка «Привет, ребята, вот и я! Вы справились с моими заданиями, показали свою ловкость, быстроту, смекалку и сообразительность. Осталось вам отыскать Масю. Хотите? Вот вам подсказка: отгадайте загадку:

Тронешь пальцем – звук родится

И звенит, как будто птица.

Есть педали: от одной

Звук становится глухой,

От другой звучит он длинно.

Что же это?   (Пианино)

 

 (слайд №1).

(Дети: Любовь Леонидовна). Пойдёмте спросим у неё.

 

Идут к музыкальному руководителю.

 

(Дети обращаются к музыкальному руководителю).

Музыкальный руководитель: Помогу. Ребята, Фиксики приготовили для вас несколько заданий и хотят выяснить, знаете ли вы, как дружит музыка с математикой. Если вы с ними справитесь, то вы найдёте и Масю. Согласны? (Предлагает взять стульчики и расставить в один ряд).

Музыкальный руководитель: Посмотрите на экран. Вот вам первое задание, но есть условие – надо давать полный ответ (предложением).

 

(слайд №2).

- Скажите, что изображено на слайде?

(Дети: на слайде изображён нотный стан).

Музыкальный руководитель: Правильно. Сколько линеек в нотном стане, посчитайте?

(Дети: В нотном стане 5линеек).

Музыкальный руководитель: А для чего он нужен?

Дети: Нотный стан нужен для того, чтобы записать ноты.

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята.

 

Слайд №3.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на второй слайд. Что изменилось на нотном стане?

(Дети: появились ноты).

- Сосчитайте, сколько нот.

(Дети: На нотном стане нарисовано 7 нот).

Музыкальный руководитель: Как это назвать одним словом?

(Дети: Гамма).

Музыкальный руководитель:  И опять вы ответили правильно.

 

Музыкальный руководитель: Давайте пропоём эти нотки вместе со мной. Пожалуйста, встаньте, расправьте плечи, приготовьте руку (дети поют вместе с муз. рук. (с рукой): до-ре-ми-фа-соль-ля-си).  

Музыкальный руководитель: Куда мелодия движется?

(Дети: Мелодия движется вверх)

Музыкальный руководитель: И обратно поём: си-ля-соль-фа-ми-ре-до. А теперь куда?

(Дети: : Мелодия движется вниз)

Музыкальный руководитель: Хотите попробовать спеть гамму, заменив ноты числами? (Да). Давайте споём их по порядку как гамму.

 (Дети исполняют с рукой: 1-7).  Молодцы, ребята. Можете сесть.

 

Слайд №4.

Музыкальный руководитель: Ребята, а это кто тут нарисован? (киты). Сколько их?

(Дети: На слайде нарисовано 3 кита).

Музыкальный руководитель: А как же они связаны с музыкой, как вы думаете? (Дети: На китах живёт музыка).

 

Музыкальный руководитель: Правильно: композитор Д.Б. Кабалевский поделил всю музыку на жанры и разместил их на 3 китах. 

- Послушайте и отгадайте, какая музыка живёт на китах.

(Муз. рук. играет песню). (Дети узнают).

 

Слайд №5.

- А теперь? (Играет танец). (Дети называют).

 

Слайд №6.

- И последняя? (Играет марш). (Дети называют).

 

Слайд №7.

- Так, сколько жанров вы насчитали? (Дети: Мы насчитали 3 жанра).

- Какие? (Дети: марш, танец, песня).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Ребята, представляете, Мася приготовила вам ещё и песни, в которых встречаются числа. Но сначала надо их угадать по мелодии.

Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать первую песню. (звучит музыка к песне «4 таракана и сверчок»).

 (Дети угадывают название).

 

Слайд №8.

Музыкальный руководитель: Молодцы, угадали. А теперь давайте 1 куплет споёт дует. Дуэт - это как?

(Дети отвечают: Дует – это когда поют два человека).

Слайд №9

(Дети исполняют)

Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать вторую песню. (звучит музыка к песне «2х2=4»).

(Дети угадывают название).

 

Слайд №10.

Музыкальный руководитель: Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю, чтобы песню исполнило «трио». Это сколько человек?

(Дети:  3).

 

 Слайд №11.

Музыкальный руководитель: Кто желает?

(Дети исполняют).

 Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать третью песню. (звучит музыка к песне «У меня есть 3 желания»).

(Дети угадывают название).

 

Слайд №12.

Музыкальный руководитель: Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю, чтобы песню исполнил солист. Это сколько человек?

(Дети: 1).

 

 Слайд №13.

Музыкальный руководитель: Давайте нам исполнит….

 (Ребёнок исполнят).

Музыкальный руководитель: Предлагаю послушать четвёртую песню. (звучит музыка к песне «3 танкиста»).

(Дети угадывают название).

 

Слайд №14.

Музыкальный руководитель: Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю, чтобы песню хором. Хором – это как?

 (Дети отвечают: Хор – это когда поют много человек).

Слайд №15.

(Дети исполняют).

Музыкальный руководитель: Ребята, какие же числа были в названиях песен? (Дети: 2,3,4). Вот и выполнили вы все задания фиксиков. Были активными, внимательными, сообразительными. Вы правильно ответили на все вопросы.  Пригодились вам знания по математике? (ответы детей) Вот мы и убедились, что музыка дружит с математикой.

Где же Мася?

 

Звучит музыкальная заставка «Раз, два, три Тыдыщ».

Слайд №17. Появляются фиксики.

 

Воспитатель: Вот и отыскали мы всех фиксиков. Выполнили много разных заданий Ребята, как вы думаете мы смогли выяснить нужна ли нам математика? Где? (ответы детей). Вам понравилась наша игра? (ответы детей). Подумайте и скажите, пожалуйста, что вам очень понравилось? Отвечаем по одному. (ответы детей) Какое задание было самым трудным? Почему? (ответы детей) Самым лёгким? (ответы детей). Что помогло вам справиться с заданиями? (ответы детей). Как вы думаете, кто был самым активным в этой игре? (ответы детей).

А теперь предлагаю отправиться в группу и сделать подарки для фиксиков.

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)