v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


«Семейный клуб «Весёлая математика» как средство активизации партнёрских отношений между МБДОУ и семьёй в использовании современных развивающих игр по математическому образованию дошкольников».

2 марта 2017 - администратор

Слайд №1 - Тема

«Семейный клуб «Весёлая математика»

как средство активизации партнёрских отношений

между МБДОУ и семьёй

в использовании современных развивающих игр

по математическому образованию дошкольников»

Подготовила: Пушкина З.Н.,воспитатель первой

квалификационной категории

     МБДОУ Собинского района детский

сад №4 «Колосок» п.Ставрово

 

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают «формирование у дошкольников подготовительной к школе группы предпосылок к учебной деятельности». Один из ориентиров – овладение «элементарными представлениями из области математики».

 

Слайд №2

 

В основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ определены следующиеэлементарные математические представления дошкольников к концу дошкольного образования: они представлены на слайде.

Ø Сравнивает числа, понимает выражения «больше», «меньше», поровну»;

Ø Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счёт);

Ø Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда;

Ø Соотносит цифру и количество предметов;

Ø Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками (+, – =);

Ø Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;

Ø Различает величины: длину, ширину, высоту, объём (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения;

Ø Делит предметы на несколько равных частей, сравнивает целый предмет и его часть;

Ø Различает и называет:

§   круг (овал),

§  многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники),

§  шар, куб; проводит их сравнение.

Ø Моделирует геометрические фигуры, составляя их из нескольких фигур меньшего размера – дидактический материал;

Ø Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

Ø Знает названия месяца;

Ø Называет последовательность дней недели;

Ø Знает времена года;

Ø Классифицирует предметы по двум—четырём признакам одновременно.

 

 

Слайд №3

 

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно не только научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но необходимо познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений. Мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

 

Слайд №4

 

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

В своей практике мы используемразвивающие дидактические средства «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, игры Воскобовича, развивающие игры Никитина, танграммы и другие.

 

Слайд №5

С этого учебного года мы системно используем в образовательной деятельности на подготовительной к школе группе «Логические блоки Дьенеша». Данная работа направлена наформирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

 

Слайд №6

 

Логические блоки» разработаны венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем.  В методической литературе этот материал встречается под названиями «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»,

1.   Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

2.   Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

3.   Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.

4.   Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

5.   Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

 

 

(Предлагается участникам семинара рассмотреть наборы блоков).

 

Сначала мы сами изучили технологию работы с блоками.

Логические блоки) представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

цветом - красные, желтые, синие

размером - большие и маленькие

толщиной - толстые и тонкие.

В наборе нет даже двух одинаковых фигур по всем свойствам.

Набор состоит из 12 кругов:

      - 6 больших – красный толстый, красный тонкий, жёлтый толстый, жёлтый тонкий, синий толстый, синий тонкий;

      - 6 маленьких - красный толстый, красный тонкий, жёлтый толстый, жёлтый тонкий, синий толстый, синий тонкий,

      - 12 таких же квадратов,

      - 12 таких же прямоугольников,

      - 12 таких же треугольников.

Комплект таких блоков даёт возможность подбирать предмет не только по одному свойству, но и по двум трём свойствам.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).

 

Слайд №7

 

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки. Их можно купить или изготовить. Мы сделали вот такие(показ карточек).

На карточках обозначены свойства блоков:

      цвет - пятно

      форма – геометрическая фигура

      размер – силуэтом домика (большой, маленький)

      толщина -контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

 

 

Слайд №8

 

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Слайд №9

 

Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» («не квадрат» – значит круг или треугольник, «не красный» - значит синий или жёлтый, «не большой» - значит маленький).

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

 

 

 

(С участниками семинара проводится дидактическая игра «Найди фигуру»).

 

 

Слайд №10

 

Сначаладети играют с блоками, конструируют различные постройки по образцу, создают изображения в альбомах, накладывая фигуры на модели.

Затем задания усложняются: дети учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трем свойствам.

 

Слайд №11

 

Мы используем игры и упражнения с логическими блокамив разных формах образовательной деятельности:

      Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность (интегрированные занятия по ФЭМП, конструктивно-модельная деятельность, аппликация).

      Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)

      Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры):

- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

- в сюжетно-ролевых играх (“Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места),

- как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”).

 

Слайд №12

 

Мы изготовили дидактические пособия для игр «Волшебное дерево», «Найди жильцов» (показ дидактических пособий), «Обручи», «Найди фигуру».

 

 

 

(Проводятся игры с участниками семинара).

В вопросах формирования математических способностей детей мы тесно взаимодействуем с семьями воспитанников.

В соответствии с ФГОС ДО задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Мы используем различные формы работы. В этом году организована работа семейного клуба «Весёлая математика». В этом клубе родители, дети и педагоги в совместной деятельности осваивают игры с блоками Дьенеша.

Прежде всего, через анкетирование мы изучили запрос родителей и в индивидуальных беседах обсудили направленность содержания деятельности семейного клуба. Анкетирование родителей показало востребованность математического содержания Программы семейного клуба.

 

В подготовительной к школе группе данная форма актуальна и в решении задач подготовки воспитанников к обучению в школе.  

 

Были разработаны Положение и Программа семейного клуба «Весёлая математика», составлено перспективное планирование, конспекты совместной образовательной деятельности(показать Программу).

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе учебно-методического пособия Е.Н. Пановой «Дидактические игры-занятия в ДОУ».

 

 

Слайд №13

 

Цель Программы:

 

способствовать активизации сотрудничества между педагогом группы и семьями воспитанников в математическом образовании детей посредством использования современных развивающих технологий (блоки Дьенеша, счётные палочки   Кюизенера, наглядные модели).

 

 

Слайд №14

 

 

Задачи Программы:

1.     Способствовать сближению семьи и детского сада в решении общих задач в воспитании и образовании дошкольников.

2.     Способствовать повышению педагогической культуры родителей в математическом образовании ребёнка:

 

-  ознакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью (блоки Дьенеша, счётные палочки   Кюизенера, наглядные модели);

    - формировать у родителей педагогические умения в использовании технологии развивающих игр в интеллектуальном развитии детей;

    - повысить активность и ответственность родителей по обеспечению совместной деятельности с детьми в условиях семьи.

 

3.     Способствовать формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления посредством использования современных развивающих технологий (блоки Дьенеша, счётные палочки   Кюизенера, наглядные модели):

 

Воспитательные, развивающие, образовательные задачи отражены на слайде.

 

 

Воспитательные задачи:

 

- развитие интереса детей к элементарной математической деятельности;

 

- развитие интереса к развивающим математическим играм и развивающему материалу;

 

- воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении цели;

 

Развивающие задачи:

 

 - формирование умения использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

 

 - развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, памяти, внимания, творческих начал, формирующих детскую индивидуальность;

 

- развитие навыков самоконтроля, умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться со сверстниками и взрослыми.

Образовательные задачи:

 

- формирование умения различать, называть группировать геометрические фигуры (по форме, цвету, размеру, толщине), составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

 

- формирование умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам,

 

- формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости.

 

 

 

А также:

4.     Способствовать приобщению детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному развивающему материалу.

5.     Способствовать позитивной социализации детей, формированию положительной психологической обстановки в семье и детском саду.

 

Слайд №15

 

Исходя из поставленных целей определены следующие предполагаемые результаты (целевые ориентиры):

·        активизация сотрудничества между педагогом группы и семьями воспитанников в математическом образовании;

·        повышение педагогической культуры родителей в математическом образовании ребёнка:

 

-  родители имеют представление о разных видах занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначении и развивающем влиянии, а также о методике руководства соответствующей детской деятельностью (блоки Дьенеша, счётные палочки   Кюизенера, наглядные модели);

    - родители умеют использовать технологии развивающих игр в интеллектуальном развитии детей;

    - родители активно и ответственно участвуют в совместной деятельности с детьми в условиях семьи;

 

·        сформированность математических способностей детей старшего дошкольного возраста:

 

    -  умения различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

 

    - умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам,

 

    - умения использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

 

    - умения ориентироваться в пространстве и на плоскости.

·        развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, памяти, внимания, творческих начал, формирующих детскую индивидуальность;

·        позитивная социализация детей: сформированы умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться со сверстниками и взрослыми;

·        наличие интерес к развивающим математическим играм и развивающему материалу;

·        использование детьми дошкольного возраста занимательного развивающего материала в условиях семьи;

·        положительная психологическая обстановка в семье и детском саду.

 

В практике я использую такие формы организации деятельности, как «круглый стол», мастер-класс, презентация, квест-игра, игра-путешествие, «мастерская», дидактические игры и другие. Главная форма организации – игра (игровые приёмы и ситуации, игровые упражнения используются во всех этапах занятия). Также используются игры на сближение участников образовательного процесса, на создание положительного эмоционального настроя.

Темы заседания: «Вместе весело считать…», «В мире развивающих математических игр», «Путешествие в страну гномов»,«Новогодние приключения»,

«В гости к Морозу Ивановичу», «Путешествие в сказку», «Путешествие в волшебную страну Математики», «Путешествие в космос», «Математический КВН».

 

В ходе занятий реализуется интеграция образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.Задачи по образовательным областям представлены на слайде.

 

Слайд №16

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»

 

- развитие мелкой и крупной моторики,

 

- воспитание культурно-гигиенических навыков,

 

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Социально-коммуникативное развитие»

 

- позитивная социализация детей,

 

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов деятельности,  

 

- реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»,

 

- формирование элементарных трудовых умений, воспитание трудолюбия,

 

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие»

 

- сенсорное развитие,

 

- расширение кругозора,

 

- формирование умения различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

 

- формирование умения использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;

 

- формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости,

 

- развитие познавательной активности, самостоятельности мышления, памяти, внимания, творческих начал, формирующих детскую индивидуальность.

«Художественно-эстетическое развитие»

 

- развитие детского творчества.

 

 

«Речевое развитие»

 

- развитие всех компонентов устной речи,

 

- приобщение к словесному искусству.

 

 

Слайд №17

 

Заседание клуба проводится 1 раз в месяц. Длительность занятия – 30-40 минут.

Каждое занятие на протяжении всего года начинается с приглашения родителей и детей в круг (такой своеобразный ритуал):

Встанем в круг, встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Приглашает детский сад,

Поиграть здесь каждый рад!

 

 

Слайд №19   

 

 

Игра-занятие заканчивается в кругу (все берутся за руки, слегка покачивают ими):Мы играли и учились,

С математикой сдружились

Каждый был сегодня рад,

Что он ходит в детский сад!

 

Для развития интереса к деятельности используются различные сюрпризные моменты (загадки, знакомства со сказочным персонажем).

- Основное содержание занятия – это изучение нового материала, закрепление ранее изученного материала через использование игр и упражнений.

По мере необходимости проводится физминутка.

- Вконце занятия проводится рефлексия, подводятся итоги проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

 

И последний этап занятия - Совместная игровая деятельность родителей и детей. Индивидуальное или подгрупповое консультирование родителей.

 

 

Результаты деятельности семейного клуба.  

Подводя первые итоги деятельности клуба, я хочу сказать, что у детей и родителей сформировался общий интерес к развивающим играм с блоками Дьенеша.

Из бесед с родителями мы выяснили, что повысился уровень педагогических умений родителей в математическом образовании детей с использованием логических блоков Дьенеша. Благодаря слаженно организованной работе клуба сплотился союз детей, родителей и педагогов. Родители стали активнее участвовать в жизни группы.Они проявили инициативу в изготовлении пособий к дидактическим играм, организации на группе мини-музея «В мире математики», приобрели развивающие игры домой. По словам родителей, дети с удовольствием занимаются дома.

 

Показ видео.

Я предлагаю посмотреть несколько кадров видео съёмки игры-путешествия «В гости к Морозу Ивановичу».

 

 

 

Педагог комментирует показ.

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)