v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Родительский клуб "Лучик" (положение и программа)

16 декабря 2016 - администратор

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «ЛУЧИК»

( для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ)

 

 

 

1.    Общие положения

 

1.1.Настоящее положение разработано специалистами МБДОУ детский сад №4 «Колосок» (далее ДОУ) совместно с родителями воспитанников с ОВЗ.

1.2. Положение регулирует деятельность родительского клуба «Лучик» при ДОУ.

1.3. Родительский клуб «Лучик» является самостоятельным структурным подразделением образовательного учреждения.

1.4. Родительский клуб «Лучик» организован для родителей детей с ОВЗ.

 

     2. Основные цели и задачи родительского клуба «Лучик»

2.1. Цель деятельности родительского клуба «Лучик»

·       создание благоприятного психоэмоционального климата в семье, формирование положительных установок в сознании родителей;

·       всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

 2.2. Основными задачами родительского клуба «Лучик» являются:

·       коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой;

·       формирование понимания родителями проблем их ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (“Он у меня такой же, как все”), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия (“А как его научить? Я не умею”);

·       постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка (“Нет, из него никогда ничего не получится”);

·       повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка;

·       коррекция внутреннего психологического состояния родителей: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов;

·       осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход родителей из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей;

·       трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая родителями по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к самим себе; созидательная деятельность родителей, направленная на их ребенка, помогает им самим, излечивая их от негативного воздействия психологического стресса.

 

 

3.    Основные направления деятельности родительского клуба «Лучик»

 

3.1.         Оказание психолого-медико-педагогической помощи и поддержки родителям детей с ОВЗ в вопросах воспитания и развития дошкольников.

3.2.         Выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания в семьях с ребенком с ОВЗ.

3.3.         Повышение психолого-педагогической компетентности родителей ребенка с ОВЗ.

3.4.         Популяризация деятельности ДОУ среди населения  в микрорайоне.

 

4.        Права и обязанности участников клуба «Лучик»

 

4.1.         Родители-члены клуба имеют право:

·     на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком с ОВЗ, проблемам обучения, воспитания  и развития;

·     получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;

·      высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания ребенка с ОВЗ;

·     оценивание эффективности работы клуба в целом и по отдельным вопросам;

·     участвовать в планировании работы клуба.

4.2.         ДОУ имеет право:

·     на выявление, изучение  и распространение положительного опыта семейного воспитания с ребенком с ОВЗ;

·     внесение корректировки в план работы клуба»Лучик» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущей встречи и т.д.

4.3.         ДОУ обязано:

·        планировать работу клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических особенностях и закономерностях развития детей с ОВЗ;

·        предоставлять территорию для проведения занятий клуба;

·        предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям детей с ОВЗ;

·        соблюдать принцип конфидециальности в решении возникающих проблем.

4.4.         Родители-члены клуба обязаны:

·        уважать мнения друг друга в процессе обсуждения;

·        соблюдать принцип конфидециальности в работе клуба.

 

5.        Организация деятельности родительского клуба «Лучик»

 

5.1. Деятельность родительского клуба «Лучик» регулируют следующие нормативно-правовые и методические документы:

·     методическое письмо Министерства образования РФ от 31.01.2001 №90/30-16 «Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей»;

·     настоящее Положение.

5.1.         Функционирование родительского клуба «Лучик» осуществляют специалисты ДОУ: старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ.

5.2.         Работа клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.

5.3.         Заседания клуба проводятся один раз в месяц.

5.4.         Формы организации работы клуба «Лучик»:

·       круглый стол

·       психологические тренинги

·       практикумы

·       аутотренинги

·       решение педагогических ситуаций

·       индивидуальная работа с родителями и их детьми по выявлению, профилактике и коррекции различных отклонений

·       совместные детско-родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения, досуговые мероприятия

·       обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.

 

6.        Административная поддержка деятельности родительского клуба «Лучик»

 

6.1.         Создание материально-технических условий для деятельности клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и т.д.

6.2.         Поддержка и участие в организации мероприятий клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями детей с ОВЗ.

6.3.         Обеспечение запроса родителей детей с ОВЗ на встречу со специалистами ДОУ.

6.4.         Участие во встречах клуба с целью вынесения экспертной оценки деятельности клуба в целом.

 

 

 

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЛУЧИК»

 

Пояснительная записка

 

       В последнее время в обществе наблюдается тенденция воспитания детей с отклонениями в развитии в семье, при этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Семья ребенка с психофизическими недостатками рассматривается как реабилитационная структура, обеспечивающая условия его оптимального развития. Характер взаимоотношений ребенка с родителями обуславливает его эмоциональное благополучие и адекватность будущих отношений с социальной средой.

       Однако ребенок с недостатками в развитии является причиной особых переживаний для его родителей, которые нередко имеют дело с противоречащими друг другу установками ближайшего окружения и профессиональными оценками специалистов, работающих с ним. Социальная оценка инвалидности как ограничения возможностей, аномалии, непригодности ставит семью в условия хронической психотравмирующей ситуации. Когда недостатки развития ребенка выражены не грубо, родители сталкиваются с неопределенностью ситуации, в которой он может быть принят или отвергнут окружением. Такое шаткое, неустойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи.

       Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни их сына или дочери могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они помогают и заботятся о своих детях, желают им самого лучшего; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного, не имеющего никакой социальной ценности. Дети с отклонениями в развитии чаще других испытывают неприятие и эмоциональное отвержение со стороны близких людей.

       Широкое окружение семьи (соседи, похожие, дети во дворе, профессиональные работники) также может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. В зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников взаимодействия, каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект.

        Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Благоприятный психологический климат в семье зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила “в себя”, не стеснялась своего больного ребенка. Внешние стратегии основываются на умении опираться на индивидуумов и учреждения, не входящие в систему семьи. К ним относятся: умение находить и использовать помощь других людей – соседей, друзей, других семей со сходными проблемами; способность находить духовную поддержку – советы, помощь религиозных деятелей; умение использовать ресурсы государственной поддержки.

       Наиболее важным для снижения семейного стресса является выбор внутренней стратегии поведения. Пассивная позиция заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все уладится само собой и предполагает пассивное принятие происходящего, тем самым исключая возможность изменений к лучшему и углубляя трудности и стресс. Семьи с активной ориентацией стараются решить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, принимая лишь те обстоятельства, которые в данный момент изменить невозможно.

       Если семья реагирует на стресс недостаточно гибко, то возникает опасность дисфункции, выражающейся в жестоком обращении с детьми, разрушении психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений. Если такая ситуация затягивается, возникает необходимость терапии.

Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, на протяжении жизни переживает серию критических состояний. Так, особенно в определенные периоды семейного цикла, острые переживания горечи, страха, разочарования, связанные с рождением неполноценного ребенка, вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, нуждаются в постоянной психологической помощи и поддержке.

Основой для успешного взаимодействия специалистов и родителей в целях максимального удовлетворения потребностей ребенка являются открытость и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений между ребенком, семьей, специалистом и обществом. Следует помнить, что именно родители — самые заинтересованные участники коррекционно-воспитательного процесса и хотят сделать ребенка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе — к социально-полезной трудовой деятельности.

     Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает взаимосвязанные направления: диагностику, консультирование, психокоррекцию.

    Работа с родительской группой включает:

ü                анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;

ü                выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;

ü                установление конструктивных отношений со специалистами ОУ.

       В этих целях могут применяться такие приемы, как разыгрывание реальных ситуаций взаимодействия с детьми в семье, ситуаций поощрения и воспитания, отработка приемов неконфликтного общения с детьми, сочинения родителей на тему «Портрет моего ребенка».

       Такая работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним, служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

         Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния ребенка.

        Целью психокоррекционной работы с матерями детей, имеющих проблемы в развитии, является создание благоприятного психоэмоционального климата в семье, формирование положительных установок в сознании родителей.

       Программа групповых коррекционных занятий, предложенная В. В.Ткачевой, предполагает работу по трем направлениям:

ü   гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенком;

ü   гармонизация внутрисемейных отношений;

ü   оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

   Ориентируясь на эти направления, педагог-психолог решает следующие задачи:

1.     Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.

2.     Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (“Он у меня такой же, как все”), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия (“А как его научить? Я не умею”).

3.     Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка (“Нет, из него никогда ничего не получится”).

4.     Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5.     Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6.     Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

7.     Трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотерапевтический процесс по отношению к себе самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психологического стресса.

Каждое групповое психокоррекционное занятие с родителями по программе В. В. Ткачевой имеет 5 этапов работы:

1.           Разминка начинается с приветствия. В ходе разминки используются специальные вводные психогимнастические упражнения, настраивающие участниц на определенный вид внутренней психологической работы; упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения и способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.

2.           Основная часть занятия нацелена на переосмысление жизненных позиций и мировоззренческих установок родительниц. Этот этап занятия проводится в форме дискуссии с привлечением специально написанных рассказов, которые являются литературной обработкой «житейских» историй матерей больных детей. В них представлен обобщенный жизненный опыт участниц группы, а также предлагаемые психологом новые философские и мировоззренческие установки, способствующие реконструкции жизненного стереотипа каждой из участниц.

        По характеру построения и воспроизведения жизненных ситуаций выделяется два типа рассказов:

- рассказ-образец, в котором повествуется о продуктивных формах взаимоотношений внутри семьи и между отдельными ее членами;

- «проблемный» рассказ, в котором нет готовых советов, и члены группы должны подсказать персонажам выход из сложной ситуации на основе личного опыта.

        Написанный крупным шрифтом текст рассказа помещается перед участницами группы, затем прочитывается психологом вслух и завершается рядом вопросов, касающихся данной конкретной жизненной ситуации. С их помощью начинается обсуждение участницами группы ситуации, изложенной в рассказе. В конце обсуждения психолог делает вывод, подводя общий итог сказанному.

   Вспомогательные формы психокоррекции используются в основной части занятия с применением иных техник. Так, тематические опросники являются подготовительным этапом к проведению дискуссий по предъявленным рассказам. Эта форма работы позволяет в большей степени вербализовать и структурировать позиции участниц, способствует их собственному осознанию проблем, ведет к переоценке жизненных установок.

       Применение арттерапии, а именно метода проективного рисунка, материализует переживания родительниц, способствуя их пониманию, переосмыслению и освобождению от них. Для воспроизведения своих ощущений и восприятий на листе бумаги участницы группы могут пользоваться как конкретными, так и отвлеченными образами. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним затем обсуждаются в группе.

         На более продвинутых этапах психокоррекционной работы используется  разыгрывание ролевых ситуаций с последующим обсуждением и анализом участницами группы.

3.           Аутотренинг позволяет формировать у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям. На этом этапе применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя.

4.           Музыкальная релаксация представлена четырьмя формами.

       Музыкотерапия и библиотерапия: под отрывки из классических произведений отечественных и зарубежных авторов психологом читается текст с целью создания в сознании родительниц представлений, связанных с созерцанием природы или направленных на восстановление приятных воспоминаний прошлого. Оптимистичное содержание текста позволяет сформировать у членов группы позитивную установку и положительное настроение. После окончания звучания музыки осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании. Для чтения на занятии или дома родительницам также предлагаются специально подобранные отрывки из классических литературных произведений философского содержания.

        Хореотерапия  - использование танца, свободного движения под музыку – позволяет трансформировать скопившуюся агрессивность и раздражение в двигательные упражнения. Этот вид психокоррекции может более позитивно использоваться в конце занятий, для закрепления максимальной самоактуализации в движении, ощущения полной свободы и собственного совершенства.

       Применение вокалотерапии – совместного пения – способствует снятию внутреннего психологического дискомфорта у родительниц, развитию чувства свободы и самоактуализации, а также чувства сплоченности, поддержки и эмпатии.

5.           Подведение итогов занятия осуществляется психологом с помощью участниц группы, дается домашнее задание:

- продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;

- проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной в рассказе, и записать ее;

- вести дневник своих ощущений.

      В итоге психокоррекционной работы у родительниц формируются определенные модели поведения в семье и в обществе, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации.

 

Конспекты групповых психокоррекционных занятий

с матерями, воспитывающими детей

 с отклонениями в развитии (автор – В. В. Ткачева)

Занятие № 1

1. Разминка

Приветствие.

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех участниц в связи с началом занятий в группе: «Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть и также рада тому, что теперь мы встретились здесь все вмес­те. А вы? Какие ощущения испытываете вы? Подели­тесь ими». Психолог выясняет впечатления каждой из участниц, стремясь снять первые признаки психологи­ческого дискомфорта у родительниц. «Влияет ли на вас необычность обстановки? Что вы чувствуете?».

Психолог предлагает всем образовать круг. Находясь в круге, психолог предлагает участницам познакомить­ся друг с другом: «Прошу каждую из вас приветство­вать друг друга как можно искреннее, так, чтобы вы сами испытали от этого удовольствие». Участницы группы приветствуют своих соседей по кругу и взамен получают слова благодарности.

Игра «Мои ощущения»

 Психолог:

«Стоя в круге, возьмите за руки своих соседей. Зак­ройте глаза. Сосредоточьтесь только на своих ощуще­ниях. Постарайтесь передать с помощью ваших рук (те­лесного контакта) свое тепло и поддержку соседу, находящемуся от вас справа (слева). И одновременно постарайтесь ощутить то, что вам передает сосед сле­ва (справа)».

После проведения упражнения психолог просит каж­дую участницу оценить и рассказать о своих ощущениях.

В процессе занятия психолог постоянно предлагает

каждой из участниц свободно высказываться по пово­ду своих ощущений и таким образом обучает родитель­ниц «вслушиваться» в свои чувства и «освобождать» их от различных механизмов психологической самозащиты.

Игра «Оцепите партнера. Какой он?»

 Психолог:

«Вновь образуйте круг Закройте глаза. И теперь еще более целенаправленно прочувствуйте вашего партне­ра слева. Оцените ваши ощущения. Расскажите о них. Поменяйтесь местами в круге. Проделайте то же самое еще раз. Вновь определите ваши ощущения, вербали­зуйте их. Старайтесь ощущать в ваших партнерах как можно более положительные качества, поддержите их».

После окончания игры вновь проводится опрос каж­дой из участниц с целью определения оценки получен­ных ощущений от разных партнеров. В обязательную задачу психолога на данном этапе входит выявление в партнерах как можно большего числа положительных свойств и качеств.

2. Основная часть

а)     Сообщение психолога о Правилах работы группы. Обсуждение и разъяснение необходимости выполнения всех правил каждой участ­ницей группы. Помещение Правил на видное место для всех в группе.

 

б)     Тематический опросник «Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи».

Мои успехи:

Мои неудачи:

1.

1.

2.

2.

 3.

3.

4.

4.

5.

5.

Участницам группы раздаются бланки опросника для заполнения. Психолог раскрывает родительницам смысл проводимого задания и предлагает им присту­пить к выполнению этой работы. После окончания про­водится очень подробное обсуждение ответов каждой из участниц. Работа над этим опросником является весьма важной, так как она не только представляет со­бой продолжение этапа знакомства друг с другом уча­стниц группы, но и одновременно служит осознанию целей проводимого тренинга.

        В том случае, если родительницы назовут в качестве своей неудачи рождение больного ребенка, психолог должен найти аргументы, чтобы опровергнуть или под­вергнуть сомнению эти высказывания (только для спе­циалиста).

3. Аутотренинг

Психолог называет новый этап урока и знакомит уча­стниц с его целью и содержанием. Затем предлагает всем сесть поудобнее и закрыть глаза. Читая текст, пси­холог изменяет звучание своего голоса. Он приобрета­ет оттенки внушения и суггестии:

«Займите удобное положение. Полностью расслабь­тесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старай­тесь выполнять то, что я говорю. Слушайте только меня. Отвлекитесь от всех ваших проблем. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Рас­слабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как лег­ко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощу­тите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и уста­лость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас лег­кие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза)... И вы отдохнули... Открывайте глаза. Как вы себя чувст­вуете?»

Затем психолог проводит опрос каждой из участниц, определяя степень ее включенности в данную форму работы.

4. Музыкальная релаксация

Психолог:

«Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы простобудете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, таки­ми, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните моло­дость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите ра­дость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса. Участ­ницы группы танцуют под музыку.

5. Подведение итогов занятия

 

Психолог:

«Наше первое занятие закончилось. Я надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих про­блему главное, от проблем, связанных со своим ребен­ком. Надеюсь, что занятие также заинтересовало и вас, так как на нем мы говорили с вами о самом глав­ном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете. Для того чтобы сохранить ваши впечатления от каждой на­шей встречи, а затем их сравнить, прошу вас начать ве­сти дневник. Пусть это будет самая обыкновенная тет-рать, но ей вы сможете доверить свои сокровенные мысли и надежды».

Прощание. Психолог:

«А теперь на прощание хочу сказать, что мне было очень приятно работать с вами. А вам? (Участницы группы выражают свое мнение). Благодарю всех за со­действие». Психолог предлагает всем встать в круг, сказать друг другу добрые слова на прощание и выра­зить при этом необходимость в повторной встрече.

 

Занятие № 2

1. Разминка

Приветствие .

Психолог:

«Отключились от всех проблем. Все проблемы оста­вили за дверью. Каждая внутренне улыбнулась себе, а затем всем присутствующим. Молодцы!

Я вновь рада видеть всех вместе, видеть ваши глаза и ваши улыбки!»

Психолог вновь обращает внимание на Правила рабо­ты группы. Они прочитываются вслух кем-либо из уча­стниц или психологом.

а)     упражнения на развитие контакта в группе.

Игра «Передай другому свои положительные эмоции и чувства» (тактильный контакт);

игра «Отгадай чувства твоего партнера» (так­тильный контакт). Оба упражнения проводятся по аналогии с упражнениями занятия №1;

б)     чтение текста «Зарядки позитивного мышле­ния ИМЕННО СЕГОДНЯ», пункт №l

2. Основная часть

Тематический опросник «Моя точка опоры в жиз­ни. Что мне помогает и что мне метает».

Психолог:

« Мы продолжаем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть достаточное число досто­инств и недостатков, которые помогают или мешают нам в жизни. Давайте мы их обозначим и определим, от­ветив на поставленные вопросы». Затем психолог раз­дает подготовленные бланки опросника для заполнения участницам группы. На ответы дается не более 5-7 ми­нут. Полученные результаты обсуждаются. В том слу­чае, если кто-либо из участниц не желает оглашать ту или иную свою позицию, она может быть помечена га­лочкой или крестиком. Психолог ее не зачитывает и не представляет на обсуждение. Однако психологу следу­ет обратить особое внимание именно на эти позиции, так как они как раз и выражают проблемы участниц. По­добные проблемы следует отработать позже с помощью других коррекционных техник.

3. Аутотренинг

Проводится так же, как и на занятии №1.

4, Музыкальная релаксация

Тема «Летнее утро». Музыкальное сопровожде­ние: один из вальсов Ф. Шопена. Психолог:

«Это новая форма работы. Сейчас Вы вновь закрое­те глаза и постараетесь представить себе те образы и те картины, которые я буду описывать. Постарайтесь от­ключиться от ваших проблем и сосредоточьтесь на том, что вы услышите. Итак, начали»...

Текст: «Летнее утро. Солнышко уже поднялось. Вы лежите на поляне. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает при­пекать. В вышине голубое, голубое небо. Снизу от зем­ли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой. (Проведите ру­кой по лбу -  вам очень жарко. Вытрите пот.) Затем Вы приподнимаетесь -  наконец-то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнце, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете, отдыхаете. (Вздохните глубоко, глубоко). Все в вашей жизни пре­красно, прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поля­на, цветы, это небо и солнце. Но самое главное — пре­красны ВЫ! Вы прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повто­ряйте за мной не открывая глаза: МОЯ ЖИЗНЬ ПРЕ­КРАСНА, ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА!.. Откройте глаза...Расскажите, что вы видели и ощущали?».

После проведения музыкальной релаксации психо­лог задает следующие вопросы каждой из родительниц: Смогли ли вы отключиться от реальных проблем и на какое время?

Смогли ли отдохнуть во время релаксации? Возникли в вашем сознании предлагаемый психоло­гом образ?

       Какие другие образы возникли во время релаксации? Каков характер этих образов: положительный или отрицательный ?

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: выучить текст аутотренинга и каждый вечер перед сном прочитывать его наизусть про себя; результаты отмечать в дневнике.

Прощание.

Занятие № 11

1. Разминка

Приветствие.

а)     упражнения на снятие напряжения в группе.
Пантомима
(музыкальная зарядка);

б)     упражнения на развитие самоутверждения и по­вышение самооценки.

Игра «Диалог между сторонами моего Я: властная мама и слабохарактерная мама».

в)     зарядка «Именно сегодня», пункт №10.

2.      Основная часть

Тематический опросник «Каково мое отношение к моему ребенку?»

Опросник позволяет раскрыть различные стороны взаимоотношений между родительницами и их детьми.

 

Каково мое отношение к моему ребенку

 

1. Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

   его внешний вид;

   его интеллектуальные возможности;

   его речь;

   его поведение;

   его двигательная неловкость;

   невозможность ходить.

2.  Считаю ли я, что у меня добрый, любящий меня ребенок:

   да;

   нет;

   не знаю.

3.  Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

   он (она) ласкается;

   целует, обнимает меня;

   говорит мне, что любит меня;

   ему нравится, когда я его ласкаю;

   делает что-то, что мне нравится.

4.  Когда я раздражена чем-либо в моем ребенке, я:

   кричу на него;

   могу шлепнуть;

   подавляю свой гнев, но мне самой становится
плохо.

5.  Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

   сильное раздражение;

   желание наброситься на него и сделать все по-своему;

   слабость, подавленность;

   чувство собственной беззащитности;

   мне хочется плакать;

   желание оставить его на некоторое время;

   потребность побыть одной.

6.  Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня?

 

3.      Аутотренинг

Осуществляется по той же схеме.

4.      Музыкальная релаксация

Танцевальные движения под популярные народные (или стилизованные) мелодии.

5.      Подведение итогов занятия

Домашнее задание: выучить (почти наизусть) текст зарядки позитивного мышления «Именно сегодня». Прощание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Тест коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Инструкция

Проверьте себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 бал­лов, чтобы выразить, насколько верны ниже приве­денные суждения по отношению к вам. Будьте пре­дельно искренни.

 0баллов - неверно;

1балл — верно в некоторой степени;

2балла - верно в значительной степени;

3балла — верно в высшей степени.

Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов.

Стимульный материал

I. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей:

1.     Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2.  Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3.  Шумные детские игры переношу с трудом.

4.   Оригинальные, нестандартные  личности чаще всего действуют на меня отрицательно.

5.   Безупречный во всех отношениях человек на­сторожил бы меня.

II. Оценивая поведение, образ мыслей или отдель­ные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя:

1.    Меня обычно выводит из равновесия несообра­зительный собеседник.

2. Меня раздражают любители поговорить.

3. Я тяготился бы разговором  с безразличным для меня  попутчиком   в поезде, самолете, если он  про­явит инициативу.

4. Я тяготился бы разговорами случайного попут­чика, который  уступает  мне  по уровню  знаний  и культуры.

5.   Мне трудно  найти общий  язык с партнерами иного интеллектуального уровня.

III. Вы категоричны или консервативны в оцен­ках людей:

1.   Современная  молодежь  вызывает  неприятные чувства своим   внешним   видом   (прическа, космети­ка, одежда).

2.  Некоторые люди производят неприятное впечат­ление своим   бескультурьем.

3.  Представители  некоторых  национальностей   в моем   окружении откровенно не симпатичны мне.

4.  Есть тип мужчин (женщин), который я не вы­ношу.

5.  Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным   уровнем.

IV.  Вы не умеете скрывать или хотя бы сглажи­вать неприятные чувства, возникающие при столк­новении   с    некоммуникабельными   качествами   у партнеров:

Считаю, что на грубость надо отвечать тем  же.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.

3.  Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

4.  Мне неприятны самоуверенные люди.

5.  Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

V. Вы стремитесь переделать, перевоспитать сво­его партнера:

1.      Я имею привычку поучать окружающих.

2.  Невоспитанные люди возмущают меня.

3.  Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспи­тывать кого-либо.

4.  Я по привычке постоянно делаю кому-либо за­мечания.

5.  Я люблю командовать близкими.

VI. Вам хочется подогнать партнера под себя:

1.      Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском   транспорте или в магази­нах.

2.  Жить в номере гостиницы с посторонним  чело­веком   - для меня просто пытка.

3.  Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4.  Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5.  Меня раздражает, если  партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

VII. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно  причиненные  вам  не­приятности:

1.     Обычно я надеюсь, что моим  обидчикам  доста­нется по заслугам.

2.  Меня часто упрекают в ворчливости

3. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, ко­го я ценю или уважаю.

4. Нельзя прощать сослуживцам  бестактные шут­ки.

5. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем  не менее, обижусь.

VIII.         Вы не терпимы к физическому или психиче­скому дискомфорту, в котором оказался партнер:

1.     Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

2.  Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), ко­торые при удобном  случае рассказывают о своих бо­лезнях.

3.  Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-ни­будь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

4.  Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

5.  Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

IX. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других:

1.  Как правило, мне трудно идти на уступки парт­нерам.

2.  Мне трудно ладить с людьми, у которых пло­хой характер.

3.  Обычно я с трудом  приспосабливаюсь к новым партнерам  по совместной работе.

4.  Я воздерживаюсь  поддерживать отношения  с несколько странными людьми.

5.  Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

 

 

 

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем девяти признакам, и сделайте вывод: чем боль­ше баллов, тем ниже уровень коммуникативной то­лерантности. Максимальное число баллов - 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окру­жающим.

Обратите внимание на то, по каким поведенчес­ким признакам у вас высокие суммарные оценки -здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем ме­ньше вы терпимы к людям в данном аспекте отно­шений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантнос­ти по данному аспекту отношений. Разумеется, по­лученные результаты позволяют подметить лишь ос­новные тенденции, свойственные вашим взаимоотно­шениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообраз­нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Методика определения степени выраженности

эмпатических способностей (В.В. Бойко)

Инструкция:

Вам предлагаются вопросы, на которые надо отве­тить "да" или "нет".

Стимульный материал

1       У меня есть привычка внимательно изучать ли­ца и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2               Если окружение проявляет признаки нервозно­сти, я обычно остаюсь спокойным.

3               Я больше верю доводам   своего рассудка, чем интуиции.

4       Я считаю вполне уместным   для себя интересо­ваться домашними проблемами сослуживцев.

5               Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6       Обычно я с первой же встречи угадываю родст­венную душу в новом   человеке.

7               Я из любопытства обычно  завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчика­ми в поезде, самолете.

8       Я теряю душевное равновесие, если окружаю­щие чем-то огорчены.

9       Моя интуиция - более надежное средство пони­мания окружающих, чем   знания или опыт.

10  Проявлять любопытство  к внутреннему миру другой личности бестактно.

11  Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12  Я легко могу представить себя каким-либо жи­вотным, ощутить его повадки и состояние.

13  Я редко рассуждаю о причинах поступков лю­дей, которые имеют ко мне непосредственное отно­шение.

14  Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.

15  Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким  мне человеком, и ожи­дания оправдываются.

16  В общении с деловыми партнерами обычно ста­раюсь избегать разговоров о личном.

17 Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18  Мне легко удается копировать интонацию, ми­мику людей, подражая им.

19  Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20  Чужой смех обычно заражает меня.

21  Часто действуя наугад, я, тем   не менее, нахо­жу правильный подход к человеку.

22  Плакать от счастья глупо.

23  Я способен полностью слиться с любимым  че­ловеком, как бы растворившись в нем.

24  Мне редко встречались люди, которых я пони­мал бы без лишних слов.

25  Я невольно или из любопытства часто подслу­шиваю разговоры посторонних людей.

26  Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27  Мне проще подсознательно почувствовать сущ­ность человека, чем   понять его.

28  Я спокойно отношусь к мелким   неприятнос­тям, которые случаются у кого-либо из членов се­мьи.

29  Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым  человеком.

30  У меня творческая натура - поэтическая, ху­дожественная, артистическая.

31  Я без особого любопытства выслушиваю испо­веди новых знакомых.

32  Я раскаиваюсь, если вижу плачущего человека.

33  Мое мышление больше  отличается конкрет­ностью, строгостью, последовательностью, чем   инту­ицией.

34  Когда друзья начинают говорить о своих не­приятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35  Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36  Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

 

 

 

Обработка данных

Подсчитайте число ваших ответов, совпадающих с ключом, а затем определите суммарную оценку:

1 +                             10 -                            19 +                                 28 –

2-                               11 -                            20 +                                 29 -

3-                               12 +                           21 +                                 30 +

4 +                                 13 -                               22 -                                      31 -

5 +                           14 -                          23 +                              32 +

6 +                           15 +                         24 -                               33 -

7 +                           16 -                          25 +                              34 -

8 +                           17 -                          26 -                               35 -

9 +                           18 +                         27 +                              36 -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приемы психокоррекционной работы с родителями

1.                 "Четыре детских позиции”:

Родителей знакомят с позициями, к которым может прийти ребенок на основе своего социального опыта.

·             Я не любим, но от всей души желаю приблизиться к Вам;

·             Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое;

·             Я нужен и любим, а Вы существуете только ради меня;

·             Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже.

Родителям предлагается оценить, какая позиция у ребенка приобретает тенденцию к формированию, каковы возможные причины и последствия этого.

2. “Разрешите ребенку быть другим”

Родители определяют самые неприемлемые (раздражающие) формы поведения ребенка. Претензии записываются на отдельных листах, а затем разыгрываются в виде сценок, где они играют роль ребенка, а другие Матеи и отцы – роли родителей. Затем родители пробуют рассказать о своих чувствах и причинах такого поведения, вспоминают примеры плохого поведения из собственного детства.

3. “Поляна родительского счастья”

Родители с закрытыми глазами представляют себе своего ребенка, вспоминают его замечательные поступки и достижения, пытаясь ощутить благодарность к нему.

4.   “Эмоциональный словарь семьи”

      Необходимы фотографии, на которых ребенок изображен в различных ситуациях (позитивных и негативных). Каждый участник показывает фотографию своего ребенка и называет эмоцию, которая там запечатлена, предполагая, что чувствует ребенок в данный момент. Из названий эмоциональных состояний составляется словарь эмоций для каждой семьи. В процессе обсуждения родители определяют, какие эмоции мешают им, а какие помогают строить гармоничные отношения с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Зарядка позитивного мышления

«ИМЕННО СЕГОДНЯ» (автор – В. В. Ткачева)

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Сти­мулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1.          Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье —это внутренне состоя­ние каждого человека. Счастье не зависит от внеш­них обстоятельств. Мое счастье заключено внут­ри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2.          Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая ок­ружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, ка­кие они есть и постараюсь полностью им соответство­вать.

3.          Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сде­лаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избе­гать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4.          Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду ле­ниться и заставлю работать свой ум.

5.          Именно сегодня я продолжу свое нравственное са­моусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6.          Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7.          Именно сегодня я буду жить проблемами только ны­нешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу про­блему здоровья моего ребенка.

8.          Именно сегодня я намечу программу своих дел, ко­торые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том слу­чае, если я не смогу ее точно выполнить.

9.          Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и соб­ственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

        Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, ко­торое, принесет Вам покой и счастье, выполняйте сле­дующие правила:

1.               Думайте и ведите себя жизнерадостно, и Вы по­чувствуете себя жизнерадостной.

2.               Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3.               Единственный способ обрести счастье — это не ждать благодарности, а творить добро ради соб­ственной радости.

4.               Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5.               Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с. (В помощь психологу.)

2.     Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

3.     Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. / Дефектология, № 1, 2005, с. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)