v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Методические рекомендации по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста.

20 июня 2017 - администратор

         Методические рекомендации

по воспитанию толерантности у детей

дошкольного возраста.  

    Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

         Проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного  возраста,  поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.  

         Система формирования толерантного поведения у детей дошкольного возраста по отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, направленная на обеспечение условий для социализации детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников заключается  в следующем:

        1. Формирование у дошкольников представления о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

        2. Обучение детей умению  занимать различные позиции во взаимодействии, они должны научиться как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных.

        3. Терпимое отношение возможно только на основе проявлений дружелюбия, симпатии, умения замечать состояния другого человека, позитивно разрешать конфликты.

        4. Ребенок должен научиться выдержке и терпению.

        5. Большое значение приобретает развитие у дошкольников эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия.

       6. Дошкольник должен освоить элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

       7. Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.

        Данная работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и родителей, так как отношение детей к особенностям друг друга очень зависят от отношения взрослых к особенностям детей. С целью повышения заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами, будет целесообразной предварительная работа, включающая в себя различные формы и методы по раскрытию значимости данной проблемы для каждого участника психолого-педагогического процесса.  

        Чтобы стимулировать развитие у дошкольников терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ, педагогу необходимо:

w  вести работу по преодолению агрессивности и конфликтности детей, если таковые имеют место быть.

w  организовывать взаимодействие и сотрудничество детей, правильно объединяя дошкольников для игры, занятий, выполнения трудовых поручений и т. д., учитывая принцип равенства позиции в общении.

w  повышать чувствительность к ситуациям и состояниям сверстников с ОВЗ, воспитывать умение принимать их такими, какие они есть, развивать понимание партнеров по взаимодействию, терпение к ним.

w  использовать любые стихийно возникающие моменты для оказания действенной помощи ровеснику, целенаправленно создавать проблемные ситуации, стимулируя активность детей на позитивный выход из них.

       Рекомендуется задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

w  проведение праздников, и других массовых форм;

w  театрализованная деятельность дошкольников;

w  сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

w  русские народные подвижные игры;

w  игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

w  сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

      Основной акцент нужно сделать на проведение непосредственно организованной деятельности с детьми. При этом имеются в виду как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельная деятельность дошкольников.

      Содержание НОД направлено на формирование у дошкольников представлений о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений; на развитие выдержки, терпения, безусловного принятия другого человека, т. е. тех личностных качеств, которые составляют основу терпимого, толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, и создают условия для развития гуманной личности ребёнка.

       При проведении НОД следует придерживаться следующих принципов:

     1. Принцип контраста (разные позиции взаимодействия, но в выгодном свете представить позитивные позиции);

     2. Принцип задействования всех сфер жизнедеятельности (опора на личный опыт, на сенсорном уровне, на эмоциональном, на поведенческом);

     3. Принцип опосредования (прежде чем перейти к реальным переживаниям, ребенок сначала переживает через анализ сказок, рассказов, стихотворений, картинок, символов);

     4. Принцип моделирования жизненных ситуаций (разыгрывание ситуаций, как с позитивным, так и с негативным содержанием, но в случае агрессивного исхода детям предлагается поступить иначе).

        Формирование у детей дошкольного возраста терпимого отношения к сверстникам с ОВЗ будет в том случае успешным, если педагог обладает этим качеством. В противном случае он может проводить с детьми специальные занятия по развитию терпимости, но эффективность его деятельности будет ниже, чем у педагога, который сам способен демонстрировать образцы терпимости и гибкости поведения.

 

Список литературы

 

1.            Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.

2.            Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

3.            Валкер, Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), – С–П.: Речь, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)