v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Методические рекомендации для педагогов по эффективному взаимодействию с семьями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

2 декабря 2016 - администратор

МБДОУ Собинского района детский сад № 4 «Колосок» п. Ставрово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов

 по эффективному взаимодействию педагога

с семьями детей, имеющих ограниченные

возможности здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли даст положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В соответствии с ФГОС ДО основная задача в работе с родителями - «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

 

Система взаимодействия с семьями,

воспитывающими ребёнка с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования.

 

Цель взаимодействия с семьями: обеспечение единства деятельности ДОУ и семьи в ходе решения задач инклюзивного образования в соответствии с ФГОС ДО,  развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

Задачи взаимодействия с семьями:

1.     Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.     Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей.

3.     Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4.     Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Система организации взаимодействия с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ, представлена в виде схемы:

 

 

 

 

 

                       
  Табличка: Комплексное сопровождение семьи в рамках
            инклюзивного образования
 
   
           
 
 
 
 

 

 

 

 

 


Блок-схема: альтернативный процесс: * активизация поддерживающих систем
* вовлечение родителей в процесс адаптации и интеграции ребенка
* защита прав семьи в социальной среде
* осуществление связей с социальным окружением
* повышение педагогической компетентности родителей в вопросах социализации ребенка
Блок-схема: альтернативный процесс: * изучение семьи
~ общие сведения о семье
~ психолого-педагогические сведения о семье:
- воспитательные возможности семьи,
- уровень педагогической культуры родителей,
- социально-психологический климат в семье,
- типы семейного воспитания,
- запросы родителей в области психолого-педагогического просвещения
* планирование медико-психологической и социально-педагогической помощи семье
Блок-схема: альтернативный процесс: Социальное сопровождение Блок-схема: альтернативный процесс: Психологическое сопровождение Блок-схема: альтернативный процесс: Педагогическое  сопровождениеБлок-схема: альтернативный процесс: Диагностическое сопровождение                                                                                        

 

В соответствии с письмом департамента образования администрации Владимирской области от 31.12.2009 г. № ДО – 6699 – 04 – 07, приказом комитета по образованию администрации Собинского района от 27.02.2010г. №115 «Об утверждении комплекса мер по оказанию психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на период 2010-2013 годы» в ДОУ разработана и рекомендуется к использованию Программа медико-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На её основе  ежегодно составляется план взаимодействия ДОУ и семей.

Программа включает следующие направления деятельности дошкольной организации.  

 

I Организационно-управленческое обеспечение психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1. Разработка и создание пакета нормативно-правового обеспечения психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДОУ сформирован пакет документов федерального, регионального и муниципального уровней в области обеспечения прав детей-инвалидов на доступное дошкольное образование и меры социальной поддержки. Разработаны и утверждены приказом заведующего Положения о моделях инклюзивного образования, Положение о психологической службе ДОУ.  Принята на заседании педагогического совета Программа медико-психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изданы приказы об определении педагогов на осуществление образования детей с ОВЗ. Утверждены пакеты диагностических материалов по изучению семьи, по изучению развития личности ребёнка.

2. Ведение банка данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно по договору с поликлиникой проводится выявление детей с ОВЗ, ведётся банк данных, который позволяет начать взаимодействие с этими семьями.

3. Мониторинг потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах.

По итогам мониторинга неорганизованных детей родителям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, предлагается анкетирование с целью выявления их запросов на образовательные услуги.

4.Исследование семей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Социальным паспортом семьи (анкетирование, тестирование).

Взаимодействие с семьёй начинается с изучения семьи ребенка с целью определения уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей родителей.

Рекомендуется использовать разработанный творческой группой пакет диагностического инструментария (анкеты, опросники, тесты) по выявлению следующих показателей:

1) общие сведения о семье,

2) психолого-педагогические сведения о семье,

3) воспитательные возможности семьи,

4) уровень педагогической культуры родителей,

5) социально-психологический климат в семье,

6) типы семейного воспитания,

7) запросы родителей в области психолого-педагогического просвещения.

Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, использование диагностических методик и др.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями. Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Педагог должен соблюдать следующие правила:

¨     Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

¨     Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

¨     Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

¨     Психолого-педагогические методы должны быть разнообразными, применяться в комплексе. 

5.Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.

6.Индивидуальные беседы с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании и определения модели инклюзивного образования. Заключение договоров.

 В ходе индивидуальных бесед важно определить готовность родителей сотрудничать с ДОУ. В ходе бесед подчеркивается важность инклюзивного образования, активного участия родителя и ребенка в интеграционных процессах. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача педагога - установить доверительные партнерские отношения с родителями и близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка. По итогам собеседования заключается договор с родителем на оказание образовательных услуг, родителем подаётся заявление на зачисление ребёнка в ДОУ.

 

II Медико-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  

 

1.Диагностическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.1.Диагностика уровня развития детей, выявление индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального, социального развития.

Рекомендуется использовать пакет диагностического инструментария для изучения развития ребёнка с ОВЗ по следующим направлениям детского развития: 1) физическое развитие, 2)особенности развития познавательной сферы, 3) речевое развитие, 4) развитие эмоционально-волевой сферы, 5) личностное развитие, 6) уровень освоения индивидуальной образовательной программы, 7) степень адаптации в ДОУ, 8) степень интеграции в функционирующей группе. Результаты диагностических исследований заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка.

1.2.Комплексное изучение семьи (отношение к ребенку в семье, особенности семейных отношений, стиль семейного воспитания)  и составление «Социального паспорта семьи».

На основе изучения семьи составляется Социальный паспорт семьи (приложение №5), определяются направления взаимодействия, составляется план медико-психолого-педагогического сопровождения семьей.

1.3.Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.    

По результатам посещения семей на дому, бесед с родителями выявляются условия, созданные в семье для развития ребёнка с ОВЗ (развивающая предметно-пространственная среда в семье), что позволяет спланировать работу с родителями в этом направлении.

2.Медицинское сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.1.Установление связей с МУ Ставровская РБ №1. Совместное планирование реабилитационных мероприятий.

2.2.Информирование родителей о результатах медицинского мониторинга.

2.3.Разработка дифференцированных программ оздоровления детей-инвалидов.

2.4.Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

2.5.Родительский всеобуч «Особенности физического развития ребенка. Укрепление здоровья детей».

2.6.Групповое консультирование.

2.7.Семинары-практикумы.

Рекомендуется совместно с детской поликлиникой проводить медицинский мониторинг. Заполняются карты здоровья, выявляются проблемы физического развития. В соответствии с реабилитационными картами  разрабатываются и реализуются под присмотром педиатра дифференцированные программы оздоровления детей с ОВЗ с определением индивидуальной учебной, двигательной нагрузки, с рекомендациями по питанию и режиму. Педагоги, педиатр, медицинская сестра организуют медицинское просвещение родителей с целью повышения медицинской компетентности всех участников образовательного процесса. Используются разные формы взаимодействия с родителями. Проводится родительское собрание, где педиатр и педагоги раскрывают интересующие родителей вопросы. На родительском всеобуче раскрываются особенности физического развития ребёнка, содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Проводится групповое и индивидуальное консультирование:

ü       «Характерные особенности заболевания ребенка»:

·          Ранний детский аутизм в дошкольном возрасте,

·          Что такое синдром Дауна,

·          Особенности ребёнка с ДЦП.

ü                «Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

ü                 «Закаливание детского организма».

ü                 «Формирование гигиенических навыков у дошкольников».

На семинарах-практикумах родители осваивают методы лечебно- коррекционной работы: «Методы восстановительного и лечебно-профилактического воздействия», «Энциклопедия оздоровительных процедур», «Профилактика плоскостопия», «Зарядка – это весело», «Рекомендации врача по лечебному уходу за детьми с детскими церебральными параличами в домашних условиях».

3.Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.        

3.1.Общее родительское собрание «Знакомство с основными задачами ДОУ. Инклюзивное образование».

3.2.Групповые родительские собрания.

3.3.Осуществление консультативной помощи.

3.3.1.Родительский всеобуч.

3.3.2.Групповое консультирование.

3.3.4.Индивидуальное консультирование по запросам родителей.

3.4.Освоение родителями конкретных форм, методов и приемов в воспитании и обучение детей соответствующего возраста с учетом отклонений в их развитии. 

3.4.1.Семинары-практикумы.

3.4.2.Открытый показ педагогической деятельности в ДОУ для родителей.

3.5.Разработка методических рекомендаций для родителей с целью облегчения адаптации ребенка к ДОУ и поступлению в школу.

3.6.Профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье.

3.6.1.Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка

3.7. Создание в методическом кабинете информационного банка данных о методической литературе, методических рекомендациях, художественной литературе. Семейная библиотека.

3.8.Совместные мероприятия.

3.9.Обобщение семейного опыта воспитания.

3.10.Организация Дня открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ.

3.11.Оформление наглядной информации для родителей.

3.12.Фотоколлаж «Победить себя» (достижения людей с ограниченными возможностями здоровья).

Педагогическую помощь семье оказывают педагоги, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Педагоги информируют родителей об особенностях развития ребёнка, обучают приёмам коррекционного взаимодействия с ребёнком. Для реализации плана взаимодействия с родителями воспитанников используются  различные формы  как традиционные: беседы, консультации, родительские собрания, так и современные: анкетирование, интервьюирование, ролевая игра, круглый стол, тренинг и другие.

 Проводятся общие родительские собрания: «Закон об образовании в РФ. Знакомство с основными задачами ДОУ. Инклюзивное образование», «Особый ребёнок и дети функционирующей группы», групповое родительское собрание «Особенности социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

Ежегодно организуется родительский всеобуч по темам: 

Ö      Особенности детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. Игра в семье как условие первичной социализации ребенка-инвалида.

Ö      Деятельность консультативных, психолого-медико-педагогических пунктов дошкольного образовательного учреждения по сохранению здоровья ребенка.

Ö      Проблемы социального становления ребенка.

Проводится индивидуальное и групповое консультирование:

- «Значение семьи в социализации ребенка-инвалида»,

- «Подготовка ребёнка с ОВЗ к школе».

- «Роль родителей в детской игре».

- «Значение музыки в воспитании детей».

        - «Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой  ориентации  детей с ДЦП.

- «Правила поведения родителей аутичных детей».

- «Рекомендации по развитию социально-бытовых навыков для родителей, воспитывающих аутичных дошкольников.

Осуществляется профилактическая работа по проблемам нарушения прав ребенка в семье:

- «Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, регламентирующими права ребенка».

- «Детско-родительские отношения в современных семьях».

- «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

- Родительский всеобуч «Права, льготы и социальные гарантии, предоставляемые детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья».

Проводятся семинары-практикумы, направленные на формирование практических умений и навыков в образовании детей:

Ö       Деятельность как основа социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ö       Развитие мелкой (тонкой) моторики рук детей дошкольного возраста.

Ö       Формирование игровой деятельности как условие социализации детей с отклонениями в развитии.

Ö       Стили воспитания. Наиболее типичные ошибки в общении родителей с детьми.

Ö       Психокоррекционные игры и упражнения с детьми с синдромом Дауна.

 Рекомендуется в  ДОУ оформлять наглядную информацию для родителей:

 * Права ребёнка в семье.

 * Социальные гарантии для семей, воспитывающих     детей-инвалидов.

 * Государственная политика в дошкольном образовании.

 * Инклюзивное образование в ДОУ.

 * Выпускаются памятки для родителей.

Целесообразно ежегодно организовывать День открытых дверей для ознакомления родителей с деятельностью ДОУ. В соответствии с ФГОС ДО партнёрское взаимодействие с семьями обеспечивается организацией совместных мероприятий: «Вечер знакомств», «Здравствуй, Осень!», «Новогодние встречи», «8 Марта – мамин день», «День рождения – праздник детства», «Конкурс поделок», «Праздник красок». Практика подтвердила эффективность проведения акции  «Я ещё пригожусь!», посвящённой Всемирному дню ребёнка (20.11.2013г.) и Международному дню инвалидов (04.12.2013 г.). Цель мероприятия – привлечь внимание родителей, общественности, педагогов дошкольных учреждений к миру детства, к созданию равных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного периода, развитие взаимодействия всех субъектов образования в процессе творческой деятельности. Содержанием акции было изготовление поделок из бросового материала в процессе совместной деятельности педагогов, детей функционирующих групп, детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги на базе МБДОУ, и их родителей. Педагоги провели разъяснительную и агитационную работу с родителями, привлекли их к участию в мероприятии. Совместно был составлен проект, в котором были спланированы основные направления деятельности по проведению акции. Каждая семья, изъявившая желание принять участие, определила, какую поделку будет изготовлять. В ходе подготовки к совместной деятельности по изготовлению поделок дети, родители, педагоги обсуждали технологию изготовления поделки, подбирали необходимый материал, создавали эскизы будущих работ. В процессе это работы решались основные задачи образования, предусмотренные ФГОС дошкольного образования. Осуществлялось формирование общей   культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Ключевым мероприятием акции стало совместное изготовление поделок в «Мастерской «Я ещё пригожусь!». Во второй половине дня на каждой группе была организована совместная деятельность педагогов, детей функционирующих групп, детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги на базе МБДОУ, и их родителей. Вся работа проходила на фоне положительных эмоций. Дети с ограниченными возможностями здоровья были равноправными участниками творческой деятельности. Вся деятельность по изготовлению поделки была распределена с учётом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка с учётом зоны его ближайшего развития. В ходе работы каждому была представлена возможность проявить свои знания, умения, творчество. Дети и взрослые с увлечением делились своими впечатлениями, проявляли заинтересованность и внимание друг к другу. С радостью участники встретили сказочных персонажей Мальвину и Буратино. Дети рассказывали им о своих поделках,  играли в подвижные игры, пригласили на чаепитие. Все поделки были представлены на районной выставке в районном Доме детского творчества и учащейся молодёжи. Наш детский сад занял первое место. Такие мероприятия обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Открывают возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Повышают социальный статус дошкольного учреждения.

4.Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

4.1.Информирование родителей о развитии ребёнка, прогнозе его дальнейшего развития.

4.2.Групповое консультирование

4.3.Индивидуальное консультирование.

4.4.Коррекционная работа с родителями.

4.5.Семейный клуб «Лучик».

Важной задачей педагога-психолога является работа по нормализации жизни семьи, испытывающей шок от рождения больного ребенка. Для семей, имеющих детей с инвалидностью, необходимо налаживание контактов, общения, что помогает им уйти от социальной изоляции. С этой целью рекомендуется организовать работу  клуба «Лучик» для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители встречаются, общаются друг с другом, решают проблемы, пополняют свои педагогические  и психологические знания. В рамках работы клуба организуются разнообразные досуговые мероприятия, в которых принимают участие педагоги, родители и их дети. Психолог проводит групповой тренинг по формированию адекватных отношений с детьми, принятия ребенка таким, каков он есть, установки на позитивное восприятие любого, даже минимального продвижения ребенка, как в личностном развитии, так и в обучении. Одной из эффективных форм психологической помощи родителям является «Телефон доверия». Электронная почта, чат на сайте ДОУ используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

5.Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

5.1.Установление взаимосвязей  с социальным окружением.

5.2.Установление связи с отделом соц. защиты населения.

5.3.Распространение в общественном сознании гуманистических идей, изменение психологических стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование СМИ.

5.4.Информирование родителей о результатах адаптации и интеграции ребенка в новую социальную среду.

5.5.Участие родителей в адаптационных и интеграционных мероприятиях, проводимых ДОУ.

Для поддержания социального статуса семей осуществляется взаимодействие с социальным окружением: музыкальной школой, изостудией, танцевальной студией, ФОКом, детской библиотекой, музеем, школой. Составляется план мероприятий по включению детей с ОВЗ в социальное окружение. На база логопункта МБДОУ №5 п.Ставрово оказывается консультативная помощь в организации коррекционной работы.

В целях предотвращения неприятия детей с ОВЗ со стороны нормально развивающихся детей и их родителей разрабатывается система воспитательной работы по развитию толерантности, сочувствия к детям с патологией.

 

Список литературы:

1.    Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок … психологическая помощь в семье с детьми от 1 до 7 дет. – СПб.: Речь, 2008.

2.    Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М., Мозаика – синтез, 2005.

3.    Боровик В.Г. Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения - №12, 2008.

4.    Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет / А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5.    Галанов С.А. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет – М.: АРКТИ, 2001.

6.    Грызлова Л.Н., Морковкина Е.В. Консультативная группа для детей с отклонениями в развитии // Справочник руководителя дошкольного учреждения - №11, 2007.

7.    Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

8.    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., ВЛАДОС, 2001.

9.    Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2008.

10.                       Королёва М.В., Неклюдова Г.П. Новое структурное подразделение ДОУ – лекотека // Справочник руководителя дошкольного учреждения, №2, 2008.

11.                       Куркина И. Здоровье – стиль жизни. – Спб, Образовательный проект, 2008.

12.                       Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель, 2010.

13.                       Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008.

14.                       Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».) (4).

15.                       Менджерицкая Д. Детские игры // Дошкольное воспитание, №5, 2008.

16.                       Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ») (12).

17.                       Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игра для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

18.                       Монина Г.Б., Ларечина Е.В. Игры для детей от 1 до 3 лет. – СПб.: Речь, 2008.

19.                       Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж, 2007.

20.                       Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) / авт. – сост. В.В. Москаленко, Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.

21.                       Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М.: ГНОМ и Д, 2002.

22.                       Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / Авт. сост. О.В. Москалык, Л.В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

23.                       Развитие инклюзивных школ в России. -  по материалам международной конференции.- Москва, 19-20 ноября 2005

24.                       Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под. ред. А.В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009 (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ») (3).

25.                       Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008.

26.                       Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план – программа, занятия / авт. – сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009.

27.                       Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М., АРКТИ, 2007

28.                       Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие / Под. ред. Ю.Ф. Гаркуши, Г.Н. Кувшиновой. – М., В. Секачева, 2008.

29.                       Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Авт. – сост. Антонов Ю.Е.,  Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. – М., АРКТИ, 2001.

30.                       Семёнова И.С. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребёнка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 37, 2008.

31.                       Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5 – 7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. – сост. Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009.

32.                       Харитонова Н. Работаем с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дошкольное воспитание , №3, 2005.

33.                       Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Воспитатель года») (11).

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)