v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Методические рекомендации для педагогов по социальному развитию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

2 декабря 2016 - администратор

МБДОУ Собинского района детский сад № 4 «Колосок» п. Ставрово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов

 по социальному развитию детей, имеющих

ограниченные возможности здоровья.

 

«Тестопластика как средство социальной адаптации

 и интеграции ребёнка с ОВЗ в функционирующую группу ДОУ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Законе РФ «Об образовании» (ст.5) установлено: «В целях реализации права каждого человека на образование…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения  и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В нашем ДОУ мы осуществляем  оказание образовательных услуг детям с ОВЗ без создания специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями, без расширения штатов,  с акцентом на социализацию воспитанников и формирование  у них практически-ориентированных навыков,  что важно для  предшкольной подготовки  детей.  При этом  не исключается возможность получения образования детьми с особыми образовательными потребностями на равных условиях с другими детьми в различных формах обучения: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Оказание образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями  на базе детского сада осуществляется в моделях инклюзивного образования с различной степенью интеграции:

1. Индивидуальное  воспитание и обучение ребенка на дому с частичной интеграцией в функционирующую группу ДОУ.

2. Группа  комбинированного вида:

2.1.  частичная интеграция  ребенка в функционирующей  группе сверстников.

2.2.        полная интеграция  ребенка в среду сверстников.

          Это обусловлено тем, что  поступающие дети имели разные стартовые возможности для развития, воспитания и обучения в зависимости от степени ограниченности  возможностей здоровья. Каждая модель в зависимости от степени нарушения здоровья и развития ребенка  функционирует как автономный механизм оказания образовательных услуг и обеспечения социализации ребенка. Вместе с тем эти три модели могут рассматриваться как единая система поэтапной интеграции ребенка-инвалида в образовательную среду функционирующей группы детей без ограничения здоровья. Тем самым мы получаем систему охвата неорганизованных детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами, обеспечивающими полноту и оптимальность детского развития, формирование у ребенка эмоционально-ценностного отношения к себе,  окружающему миру, что немаловажно для готовности к обучению в школе.

Стратегической целью воспитания и обучения данного контингента детей является их социальная адаптация и интеграция в среду сверстников.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, строить взаимодействия с окружающими в соответствии  с культурными традициями общества и осознание самоценности собственной личности и других людей.

Образование осуществляется с учетом  индивидуальных особенностей развития  воспитанников (возраст, структура дефекта, уровень психофизического развития) по основным линиям развития личности ребенка:

* физическое развитие;

* социально – коммуникативное развитие;

* познавательное развитие;

* речевое развитие;

* художественно – эстетическое развитие.          

В совместной деятельности на основе личностно – ориентированного взаимодействия с детьми используются  здоровьесберегающие технологии, игровые методики, технологии продуктивного общения. Большое внимание уделяется созданию благоприятного эмоционального климата. Социализация и интеграция ребенка-инвалида осуществляется посредством включения их в различные виды деятельности (игра, общение, труд, досуг) и взаимодействие с окружающей средой (дети, взрослые, предметно-развивающая среда, социум). Предполагается, что деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной. «В раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность» (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Для решения задач социальной адаптации и интеграции ребёнка с ОВЗ в функционирующую группу  ДОУ целесообразно использовать совместную изобразительную деятельность – лепку из солёного теста («тестопластику»).

Для детей с ОВЗ характерны речевые нарушения, неустойчивое внимание, недостаточный объем сведений об окружающем, отставание в развитии мышления, недоразвитие общей и мелкой моторики. Такие дети имеют множество ограничений в разных видах деятельности, не уверены в себе и своих возможностях.  Тестопластика, как показала наша практика, позволяет не только   развить мелкую моторику рук, тактильные ощущения, речь, психические процессы, способности и возможности ребёнка в художественно-творческой деятельности, но и  способствовать социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в условиях детского сада.

На основе взаимодействия взрослых и детей решаются задачи всестороннего развития детей (в том числе и с ОВЗ), обогащения их социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Данная технология позволяет интегрировать различные виды детской деятельности, комплексно решать задачи образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

 Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, самое динамичное, жизнерадостное детское творчество, одно из средств эстетического воспитания, самый осязаемый вид художественного творчества. В процессе творения своей поделки, ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, рассматривает и по мере необходимости изменяет. Лепка способствует развитию сенсорной чувствительности, зрительного внимания, памяти, образного мышления, развитию ручных умений, мелкой моторики. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи.

Обычные материалы для лепки – это глина и пластилин, но интереснее детям лепить из соленого теста. Соленое тесто – удивительно пластичный материал, использовавшийся для лепки еще в Древнем Египте, где считалось, что фигурки из соленого теста приносят удачу. Оно имеет ряд преимуществ:

   1. Тесто легко замешивать в любое время, мягкое, пластичное, приятное на  ощупь.

2. Материал экологически безвредный, не аллергенный.

3. Легко отмывается и не пачкает одежду.

4. Не липнет к рукам и не тает как пластилин.

5. Поделки из соленого теста более долговечны, их можно использовать в играх.

6. Поделки можно раскрашивать в разные цвета.

Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, а значит, развивает детскую фантазию, творчество детей. Занятия с мягким тестом успокаивают ребенка, раскрепощают его, учат быть сосредоточенным в работе, заряжают положительными эмоциями. Развитие ребенка происходит незаметно, ненавязчиво в процессе «творения» ребенком своей поделки; при работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих условий ДОУ.

Как показала практика, целесообразно организовывать детскую деятельность в форме совместной игровой, продуктивной деятельности, экспериментирования с материалами и веществами. Игровое занятие проводится с подгруппой детей функционирующей группы и детей с ОВЗ (при участии их родителей в зависимости от желания и степени тяжести нарушения здоровья ребёнка). Родители являются помощником для педагога, участвуют в совместной деятельности, поддерживают ребёнка в деятельности. Процесс совместной деятельности помогает взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относится к малышу как к равному. Необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников и осуществлять дифференцированный подход в организации совместной деятельности. В зависимости от степени нарушения здоровья и развития ребёнка с ОВЗ определяется степень участия  родителя в оказании поддержки ребёнка в деятельности. Ребёнок с ОВЗ с помощью родителя имеет возможность заниматься в том темпе, который ему удобен.

В ходе совместной деятельности рекомендуется решать следующие задачи образовательной деятельности:

Воспитательные:

1.     создание позитивного эмоционального настроя;

2.     социальная адаптация и интеграция ребёнка (в том числе и с ОВЗ) в ДОУ;

3.     воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу;

4.     воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления  доводить начатое дело до конца.

Развивающие:

1.     развитие сенсомоторной функции у детей раннего возраста;

2.     развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, мышления, воображения, наблюдательности;

3.     развитие познавательной активности детей;

4.     развитие интереса детей и родителей к лепке, формирование навыков сотворчества со взрослым и самостоятельного детского творчества;

5.     расширение кругозора и словарного запаса.

Образовательные:

1.     ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста;

2.     ознакомление детей со свойствами материала;

3.     ознакомление родителей с историей возникновения тестопластики, её возможностями;

4.     формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение отламывать кусочки теста от большого куска, лепить палочки, раскатывая комочек вначале на доске, затем между ладонями прямыми движениями, умение раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, умение сплющивать комочек между ладонями);

5.     формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

Педагогам рекомендуется ориентироваться на следующие предполагаемые результаты (целевые ориентиры):

·        успешная адаптация и интеграция детей (в том числе детей с ОВЗ) в условиях детского сада; ребёнок стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

·        участники образовательного процесса доброжелательно относятся  друг к другу;

·        дети и родители проявляют интерес к лепке из теста;

·        дети и родители овладели  элементарными умениями работы с соленым тестом (умение отламывать кусочки теста от большого куска, лепить палочки, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, умение раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, умение сплющивать комочек между ладонями);

·        положительная динамика развития личности ребёнка в соответствии с картами нервно-психического развития.   

В соответствии ФГОС ДО  педагогам предлагается интегрированный подход в реализации образовательных областей:

 

Интеграция образовательных областей

 

«Физическое развитие»

- развитие мелкой моторики,

- воспитание культурно-гигиенических навыков,

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Социально-коммуникативное развитие»

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  

- реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»,

- формирование элементарных трудовых умений, воспитание трудолюбия,

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

«Познавательное развитие»

- сенсорное развитие,

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Художественно-эстетическое развитие»

- развитие детского творчества,

- приобщение к различным видам искусства,

- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Речевое развитие»

- развитие всех компонентов устной речи,

- приобщение к словесному искусству.

 

Педагогам рекомендуется:

ü       использовать следующую структуру занятия:

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

Рассматривание и обследование предметов и явлений окружающего мира. 

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми и родителями.

4. Физкультурная пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание и обыгрывание  готовых работ.

ü       использовать игровые приёмы и ситуации, игровые упражнения во всех этапах занятия.

ü       использовать игры на сближение участников образовательного процесса, на создание положительного эмоционального настроя.

ü       Руководствоваться психолого-педагогическими требованиями к проведению совместных занятий:

·       «ритуальность»

 «Ритуальность» реализуется в проведении обязательных действий, которые начинают и заканчивают занятие на протяжении всего года. Игра-занятие начинается  с приглашения родителей и детей в круг:

Встанем в круг, встанем в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Приглашает детский сад,

Поиграть здесь каждый рад!

Игра-занятие заканчивается в кругу (все берутся за руки, слегка покачивают ими):    

Мы играли, веселились,

И лепили, и резвились.

Каждый был сегодня рад,

Что он ходит в детский сад!

·       максимальная эмоциональная включённость взрослых;

·       искренность и открытость в выражении чувств и эмоций;

·       активность в осуществлении эмоционального контакта взрослого и ребёнка;

·       обеспечение атмосферы доверия, партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи.

ü       Использовать способ приготовления теста:

Состав теста:

мука - 300г (2 чашки)

соль – 300г (1 чашка)

вода – 200мл.

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния, как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

ü       использовать следующие способы проверки результатов:

- наблюдение за деятельностью детей с целью выявления эмоционального благополучия во время пребывания в детском саду (глава 3. Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка. Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова «Педагогическая диагностика в детском саду»);

- наблюдение за деятельностью детей с целью анализа адаптации детей в ДОУ (листы адаптации);

- изучение нервно-психического развития ребёнка (К.Л.Печора, Г.В., Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986.);

- анкетирование родителей.

 

Перспективное планирование образовательной деятельности («тестопластика»).

 

Тема

Задачи

Материал

1.

«Здравствуй, Колобок!».

1.Создание позитивного эмоционального настроя.

2.Развитие сенсомоторной функции у детей раннего возраста, регуляция мышечного напряжения (упражнять в пересыпании муки из кулачка на ладошку, в формочку).

3.Ознакомление детей со свойствами муки.

4. Формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

5.Ознакомление родителей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.

Мука, игрушка – Колобок, мокрая тряпка, фартуки для ребёнка и родителя, формочки на каждого ребёнка, куклы би-ба-бо: бабушка, дедушка.

 

2.

«Необычные следы».

1. Воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу.

2.Развитие воображения, речи детей, интереса детей и родителей к изобразительной деятельности.

3. Упражнять в элементарных действиях с мукой.

Мука, фартуки, мокрая тряпка, игрушка – Колобок, картинки с изображением зайца, волка, медведя

3.

«Знакомство с тестом».

1.Создание позитивного эмоционального настроя.

2.Развитие интереса детей и родителей к лепке.

3.Развитие мелкой моторики рук, речи, наблюдательности.

4.Ознакомление детей с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание свойства теста - пластичность.

5.Ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста.

6.Упражнять в создании изображения на пласте теста (мять пальцами, ладонями, оставлять след, углубление, отщипывать кусочки, соединять их).

Мокрая тряпка,

1 стакан муки,

1 стакан мелкой соли,

1 ст.ложка подсолнечного масла, вода, миска, поднос, игрушка - Колобок.

4.

«Капает дождик».

1.Воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу.

2.Развитие зрительного контроля за движениями руки, развитие мелкой моторики рук.

3.Ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста и формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение надавливать пальцем на шарик из теста сверху на расстоянии друг от друга).

4. Закрепление знания синего цвета.

Листы картона тёмного цвета на каждого, небольшие комочки из теста (6 штук) на каждого, игрушка – Колобок, зонтик, синяя гуашь.

5.

«Зёрнышки для курочки».

1.Вызвать чувство радости от процесса деятельности, полученного результата.

2.Развитие мелкой моторики, речи, мышления.

3.Ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста и формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение отщипывать от целого куска небольшие кусочки).

4. Закрепление знания жёлтого цвета.

Игрушки: курочка, 2 цыплёнка, небольшие куски (столбики) теста, мокрая тряпка, гуашь жёлтого цвета.

 

6.

«День рождения Зайчика».

1.Воспитывать доброжелательность друг к другу.

2.Развитие интереса детей и родителей к лепке. 3.Закрепление  знания о свойствах теста (пластичность, мягкость).

4.Ознакомление детей и родителей со способами лепки из соленого теста и формирование элементарных умений работы с соленым тестом (раскатывание на столе прямыми движениями небольшого куска теста).

4.Продолжить формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

Куклы би-ба-бо: медведь, заяц, лиса, тесто, мокрая тряпка, кукольный чайный набор посуды, фантики от конфет.

 

7.

«Вот какая ёлочка».

 

1.Развитие интереса детей и родителей к лепке.

2.Развитие мелкой моторики рук, артикуляции, воображение.

3.Закрепление знания о свойствах теста (пластичность, мягкость), свойствах предмета (большой - маленький).

4.Формирование элементарных умений работы с соленым тестом (раскатывание между ладонями прямыми движениями небольшого куска теста и прикрепление к стволу (колбаске).

5. Побуждать к созданию цельного художественного образа в сотворчестве с взрослым (рельефная лепка).

Солёное тесто, фартуки, игрушки -  Колобок, ёжик, мокрая тряпка, гуашь зелёного, жёлтого, красного цвета, кисти.

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Баранки – бублики».

1.Воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу.

2.Формирование уверенности в себе, умения действовать по плану.

3.Развитие мелкой моторики рук (координировать и синхронизировать работу обеих рук).

4.Закрепление знания о свойствах теста (пластичность, мягкость), свойствах предмета (большой - маленький).

5.Формирование элементарных умений работы с солёным тестом (создание объёмных изображений, раскатывание комочка теста прямыми движениями между ладонями и замыкание в кольцо).

Игрушка - медведь, солёное тесто, фартуки, мокрая тряпка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

«Колобок».

1.Создание радостного настроения.

2.Воспитание трудолюбия.

3.Развитие интереса детей и родителей к лепке.

4.Развитие мелкой моторики рук (координировать и синхронизировать работу обеих рук).

5.Развитие познавательного интереса.

6.Формирование элементарных умений работы с солёным тестом (создание объёмных изображений, раскатывание шара круговыми движениями ладоней, нанесение палочкой изображения).

7. Формирование умения различать один и много предметов.

Игрушки: заяц, волк, лиса, медведь, солёное тесто, фартуки, мокрая тряпка, палочки от леденцов, куклы би-ба-бо: баба, дед.

 

10.

«Снеговики»

1.Воспитыватьдоброжелательность друг к другу.

2.Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сферы у детей.

3.Формирование элементарных умений работы с солёным тестом (раскатывание шара круговыми движениями ладоней, дополнение поделки деталями, создание коллективного рельефного изображения в сотворчестве с взрослым).

4. Формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

тесто, игрушки – Колобок, снеговик (поделка из бросового материала), лист ватмана голубого цвета, крупа гречки, спички, нарезанные кусочки моркови.

11.

«Блинчики для кукол».

1.Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, желание оказывать помощь друг другу.

2.Развитие мелкой моторики рук, расширение словарного запаса, развитие потребности детей в общении посредством речи.

З.Формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, умение сплющивать комочек между ладонями).

4.Формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

Образцы из теста: пирожок, булочка, печенье, игрушка – Колобок, костюм Матрёшки фартуки, мокрая тряпка, столбики из теста, колпачки фломастеров.

 

12.

«Гусеница».

1.Воспитывать интерес к окружающему миру.

2.Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сферы у детей.

3.Формирование элементарных умений работы с солёным тестом (создание объёмных изображений, раскатывание шара круговыми движениями ладоней, дополнение поделки деталями).

4. Формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

5. Закрепление знания зелёного цвета.

тесто, образец – гусеница, игрушка – Колобок, горошины, соломинки, спички, зелёный лист из картона на каждого ребёнка.

 

13.

«Колючий ёж».

1.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

2.Развитие интереса детей и родителей к лепке.

3. Развитие зрительного контроля обеих рук.

4.Формирование элементарных умений работы с соленым тестом (умение раскатывать комочек теста круговыми движениями ладоней, умение прищипывать тесто указательным и большим пальцами).

небольшие комочки теста, игрушки – Колобок, ёжик, крупа – гречка, горох, спички.

 

14.

«Подарки Колобку (лепка по замыслу)».

1.Воспитание у детей, родителей доброжелательного отношения друг к другу.

2.Формирование навыков сотворчества с взрослым и самостоятельного детского творчества.

3.Развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания, мышления, воображения.

4.Формирование у детей адекватных возрасту умений общения с взрослыми и сверстниками.

Игрушка – Колобок, фартуки, мокрая тряпка,

тесто.

 

 

 

Список литературы.

 

ü     Гильмутдинова О. А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.

ü     Жадько Е., Давыдова Л. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на – Дону «Феникс», 2006- 217с.

ü     Кискальт И. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.

ü     Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. Ростов – на - Дону «Феникс», 2005-316с.

ü     Лыкова. И. А. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика», 2007.

ü     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. ООО «Карапуз – дидактика», 2009.

ü     Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с

ü     Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -205с.

ü     Скребцова Т. О., Данильченко Л. А. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.

ü     Фирсова А. В. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.

ü     Халезова Б., Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просвещение», 1985 -140 с.

ü     Хананова И. Н. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.

ü     Хоменко В. А. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009

Хоменко В. А. Соленое тесто. Шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.

ü     Е.Г. Юдина. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н.Денисова. – М.: Просвещение, 2002.

 

 

 

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)