v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Коррекционно-развивающая программа "Скоро в школу"

2 декабря 2016 - администратор

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«СКОРО В ШКОЛУ»

 

Разработала:О.В.Крюкова, педагог-психолог

МБДОУ Собинского района детский сад №4 «Колосок» п.Ставрово

 

Пояснительная записка

 

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Многолетние наблюдения уровня готовности к школе  будущих первоклассников показывают, что различные компоненты школьной  готовности требуют особой подготовки. Высокие темпы развития общества предъявляют высокие требования к интеллектуальному развитию детей.  Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Многим дошкольникам требуется дополнительная помощь в подготовке к школе.

         Методологической основой для разработки коррекционно-развивающей программы послужили труды в области изучения психического развития ребенка дошкольного возраста – В.В.Давыдова (о готовности к школе), Л.А.Венгера (о «внутренней позиции школьника»), Л.С.Выготского (о «зоне ближайшего развития»).

 Цель программы:

Создание условий и содействие интеллектуальному развитию дошкольников.

 

 

Поставленная цель требует решения следующих задач:

1.    Развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание;

2.    Развивать наглядно-образное, творческое, логическое мышление;

3.    Развивать зрительно-пространственную ориентацию;

4.    Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность;

5.    Развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения;

6.    Развивать слуховую  и зрительную память;

7.    Расширять словарный запас;

8.    Развивать произвольную сферу, учить согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.

Необходимые условия для реализации программы:

·        Благоприятный психологический климат в группе.

·        Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

·        Позиция сотрудничества воспитателя с ребенком, как равным партнером.

·        Новое  занятие вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.

·        При введении нового занятия раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.


Структура занятий реализуется в три этапа: организационный, основной, заключительный.

Организационный этап

цель: создание эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в группе, формирование у дошкольников интереса и положительного отношения к предстоящей деятельности.

Основной этап

цель: развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством системы дидактических развивающих игр и упражнений.

Заключительный этап

цель:  релаксация, подведение итогов.

Формы организации занятий:

§        Программа предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста.

§        Учебный план рассчитан на 7 месяцев (с октября по апрель).

§        Общее количество занятий с детьми – 28.

§        Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.

§        Продолжительность занятий – до 30 минут.

§        Занятия носят интегрированный характер.

§        Просветительская работа с родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе  детей к развивающим играм и упражнениям, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. По окончании реализации программы у дошкольников формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, мышления, внимания, воображения. Дети становятся более активными и   уверенными в своих силах и возможностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

Раздел 1. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, а, напротив, способствуют освоению детьми таких навыков общения как установление контактов друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения.

1.     Контакт со сверстниками

2.     Взаимодействие со сверстниками

3.     Сдержанность, уступчивость

4.     Выбор партнера

Раздел 2. Развитие произвольного поведения у дошкольников

Слабость волевой сферы является одной из основных причин трудностей поведения, медленного освоения ими социальных норм и правил, принятых в ДОУ. Отмечено, что именно уровень произвольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе. Именно поэтому развитие произвольного поведения является одним из основных критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Предлагаемые игры направлены на воспитание у дошкольников произвольного поведения.

1.     Саморегуляция и самоконтроль

2.     Организованность

3.     Выдержка

4.     Произвольность поведения

Раздел 3. Развитие эмоциональных состояний

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность дошкольника сознавать и контролировать свои  эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

1. Мимика (выразительные движения мышц лица)

2. Пантомимика (выразительные движения всего тела)

3. «Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме).

Раздел 4. Формирование целенаправленного внимания у дошкольников

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Между тем, внимание дошкольников, как правило, развито очень слаб. Неорганизованность детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не в силах преодолеть  эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный.

1.     Устойчивость внимания

2.     Сосредоточенность внимания

3.     Внимание и деятельность.

Раздел 5. Развитие памяти у дошкольников

Хорошая или плохая память не даны ребенку от рождения, она развивается как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослым. Важнейшим условием развития памяти ребенка являются его собственные специальные усилия - запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать детям те средства и приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

1.     Целенаправленное запоминание

2.     Осмысленность запоминания

3.     Объем памяти

4.     Вербальная память.

Раздел 6. Развитие мышления и речи у дошкольников

Речь и мышление неразрывно связаны друг с другом. Развитие речи предполагает расширение активного словаря, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления дошкольника играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи.

1.     Развитие и вербализация пространственных представлений

2.     Выделение и вербализация функций предметов

3.     Целостность представлений о предметах

4.     Анализ и синтез, установление тождеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

                ОКТЯБРЬ

 

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-2 «Овощи».

Цель: развитие навыков общения.

№2

Игра-5 «Фрукты». Цель: способствовать согласованному взаимодействию

№3

 

№4

Игра-13 «Карусели».

Цель: контакт со сверстниками

2.

Развитие произвольной сферы

№1

 

№2

Игра-6 «Мама и детеныш».

Цель: развитие самоконтроля

№3

Игра-10 «Вспомни движения».

Цель: воспитание организованности, выдержки.

№4

Игра-13 «Карусели».

Цель: произвольность поведения.

3.

Эмоциональная сфера

№1

 

№2

Игра-6 «Мама и детеныш».

Цель: развитие эмпатии.

№3

Игра-8 «Я и животное».

 Цель: выразительность движений.

№4

Игра-12 «Изобрази явление.

Цель: учить выразительности жестов.

4.

Внимание

№1

Игра-2 «Овощи»

Цель: развитие активного внимания.

№2

Игра-4. Цель: развитие способности к переключению внимания.

№3

Игра-7. «Поставь пальчик»

Цель: развитие целенаправленного внимания.

№4

 

5.

Память

№1

Игра-3 «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

№2

Игра-4 .

Цель: осмысленность запоминания.

№3

Игра-7 «Поставь пальчик»

 Цель: вербальная память.

№4

Игра-4 «Подбери пару к слову»

Цель: расширение объема памяти.

6.

Мышление и речь

№1

Игра-1 «Сравнение предметов»

Цель: развитие мыслительный операций

№2

Игра-5 «Фрукты» Цель: развитие и совершенствование словарного запаса

№3

Игра-9 «Чем похожи»

Цель: развитие мыслительных процессов.

№4

Игра-14 «Подбери пару к слову»

Цель: развитие мышления.

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Порхание бабочки»

№2

Упражнение «Тихое озеро»

№3

Упражнение «Я и животное» (развитие воображения»

№4

Упражнение «Разговор с лесом»

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

             НОЯБРЬ  

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-15 «Будь внимателен» Цель: способность к согласованному взаимодействию.

№2

Игра-19 «Кто виноват?»

Цель: воспитание сдержанности и уступчивости

№3

Игра-23 «Кто раньше до флажка»

Цель: контакт со сверстниками

№4

Игра-25 «Хоровод»

Цель: развитие чувства общности

2.

Развитие произвольной сферы

№1

 

№2

Игра-19 «Кто виноват»

Цель: саморегуляция и самоконтроль

№3

Игра-23 «Кто раньше до флажка» Цель: воспитание выдержки, умения управлять собой

№4

Игра-26 «Много-один»

Цель: развитие организованности

3.

Эмоциональная сфера

№1

 

№2

Игра-19 «Кто виноват»

Цель: выразительность движений

№3

 

№4

Игра-25 «Хоровод»

Цель: выразительность движений

4.

Внимание

№1

Игра-15 «Будь внимателен»

Цель: стимуляция внимания

№2

Игра-20 «Лиса с лисятами и сокол»

Цель: развитие целенаправленного внимания

№3

Игра-22 «Запрещенное движение»

Цель: развитие зрительного внимания

№4

Игра-26 «Много-один»

Цель: развитие внимания

5.

Память

№1

Игра-16 «Цветы» Цель: осмысленность запоминания, расширение словарного запаса

№2

Игра-17 «Вспомни имена своих друзей»

Цель: развитие ассоциативной памяти

№3

Игра-21 «Чем похожи»

 Цель: расширение объема памяти

№4

Игра-26 «Много – один»

Цель: целенаправленное запоминание

6.

Мышление и речь

№1

Игра-16 «Цветы»

Цель: расширение словарного запаса

№2

Игра-18 «Кто это или что это»

Цель: развитие мыслительных операций

№3

Игра-21 «Чем похожи»

Цель: развитие мыслительных процессов

№4

Игра-24 «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, сообразительности

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

№2

Упражнение «Порхание бабочки»

№3

Упражнение «Тихое озеро»

№4

Упражнение «Полет высоко в небе»

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

                ДЕКАБРЬ

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-29 «Посуда»  Цель: способность к согласованному взаимодействию

№2

 

№3

Игра-36 «Придумай движение»

Цель: контакт со сверстниками

№4

 

2.

Развитие произвольной сферы

№1

Игра-30 «Смотри на руки»

Цель: воспитание организованности, выдержки

№2

 

№3

 

№4

Игра-40 «Палочки»

Цель: произвольность поведения

3.

Эмоциональная сфера

№1

Игра-28 «маски»

Цель: развитие мимики и пантомимики

№2

 

№3

Игра-36 «Придумай движение»

Цель: развитие вокальной мимики

№4

 

4.

Внимание

№1

Игра-27 «Поезд»

Цель: устойчивость внимания

№2

Игра-33 «Нарисуй фигуру»

Цель: развитие слухового внимания

№3

Игра-36 «Придумай движение»

Цель: развитие слухового внимания

№4

 

5.

Память

№1

Игра-27 «Поезд»

Цель: развитие зрительной памяти

№2

Игра-33 «Нарисуй фигуру»

Цель: развитие слуховой памяти

№3

Игра-37 «Выложи круги»

Цель: увеличение объема памяти

№4

Игра-41 «Запомни позу»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти

6.

Мышление и речь

№1

 

№2

Игра-32 «Что это?» Цель: развитие мыслительных операций: анализа и сравнения

№3

Игра-35 «Подбери пару»

Цель: развитие аналитического мышления

№4

Игра-42 «Назови три предмета» Цель: обобщение, классификация, словарный запас

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Отдыхаем»

№2

Упражнение «Что рассказало море»

№3

Упражнение «Водопад»

№4

Упражнение «Запомни позу» (развитие воображения)

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

               ЯНВАРЬ

 

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-45 «Зоопарк»

Цель: контакт со сверстниками

№2

 

№3

Игра-53 «Птицы» Цель: способность к согласованному взаимодействию

№4

 

2.

Развитие произвольной сферы

№1

Игра-47 «Транспорт» Цель: способность к волевому управлению поведением

№2

Игра-51 «Будь внимателен»

Цель: способность управлять своим поведением

№3

Игра-54 «Доктор Айболит» Цель: развитие групповой сплоченности, эмпатии

№4

Игра-58 «Слушай хлопки»

Цель: способность к волевому самоуправлению

3.

Эмоциональная сфера

№1

Игра-45 «Зоопарк»

Цель: развитие выразительности движений

№2

Игра-49 «Садовник»

Цель: развитие выразительности движений

№3

Игра-54 «Доктор Айболит» Цель: развитие выразительности движений, мимики.

№4

Игра-60 «Дожди»

Цель: выразительность движений, пластика

4.

Внимание

№1

Игра-46 «Угадай, какой цифры не стало»

Цель: расширение объема внимания

№2

Игра-51 «Будь внимателен»

Цель: развитие произвольного внимания

№3

Игра-53 «Птицы» Цель: развитие устойчивости, произвольности внимания

№4

Игра-58 «Слушай хлопки»

Цель: развитие слухового активного внимания

5.

Память

№1

Игра-46 «Угадай, какой цифры не стало»

Цель: развитие зрительной памяти

№2

Игра-52 «Вспомни и назови предметы»

Цель: развитие процессов памяти

№3

Игра-56 «Подбери слово»

Цель: развитие образной памяти

№4

 

6.

Мышление и речь

№1

Игра-47 «Транспорт»

Цель: развитие словарного запаса

№2

Игра-50 «Угадай по описанию»

Цель: развитие мыслительных операций

№3

Игра-55 «С мячом»

Цель: развитие аналитического мышления

№4

 

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение  «Радуга»

№2

Упражнение «Порхание бабочки»

№3

Упражнение «Радуга»

№4

Упражнение «Разговор с лесом»

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

                ФЕВРАЛЬ

 

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-62 «Бабочки и слоны»

Цель: развитие коммуникативных навыков

№2

Игра-66 «Хоровод сказочных героев»

Цель: групповая сплоченность, раскованность

№3

Игра-72 «Пальчик»

Цель: сдержанность, уступчивость

№4

 

2.

Развитие произвольной сферы

№1

Игра-63 «Слушай и выполняй»

Цель: воспитание выдержки и волевого усилия

№2

 

№3

Игра-69 «Раскрась фрукты»

Цель: саморегуляция, самоконтроль

№4

Игра-74 «Картинки-загадки»

Цель: организованность действий

3.

Эмоциональная сфера

№1

Игра-62 «Бабочки и слоны»

Цель: развитие выразительности движений

№2

Игра-63 «Хоровод сказочных героев»

Цель: развитие выразительности движений

№3

 

№4

 

4.

Внимание

№1

Игра-61 «Путаница»

Цель: развитие слухового внимания

№2

Игра-67 «Будь внимателен»

Цель: развитие слухового внимания

№3

Игра-70 «Запомни позу»

Цель: развитие зрительного внимания

№4

Игра-75 «Напиши цифры, как запомнил»

Цель: произвольность внимания

5.

Память

№1

Игра-64 «Кто назовет больше предметов»

Цель: развитие образной памяти

№2

Игра-68 «Придумай фигуру»

Цель: активизация прошлого опыта

№3

Игра-71 «Дорисуй сюжетную картинку»

Цель: развитие образной памяти

№4

Игра-75 «Напиши цифры, как запомнил»

Цель: совершенствование слуховой памяти

6.

Мышление и речь

№1

Игра-64 «Кто назовет больше предметов»

Цель: активизация речи

№2

Игра-65 «Четвертый лишний»

Цель: развитие мыслительных процессов

№3

 

№4

Игра-74 «Профессии»

Цель: развитие словарного запаса

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Отдых»

№2

Упражнение «Тихое озеро»

№3

Упражнение «Порхание бабочки»

№4

Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

                МАРТ

 

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-76 «Прямой счет»

Цель: развитие навыков общения

№2

Игра-83 «Угадай игрушку»

 Цель: контакт со сверстниками

№3

 

№4

Игра-89 «Кто быстрее»

Цель: выбор партнера

2.

Развитие произвольной сферы

№1

Игра-78 «Запретное число» Цель: формирование способности к самоконтролю

№2

 

№3

Игра-84 «Звери» Цель: организованность, способность к волевому управлению своим поведением

№4

 

3.

Эмоциональная сфера

№1

 

№2

Игра-81 «Снеговик»

Цель: развитие выразительности движений

№3

Игра-86 «Мыльные пузыри»

 Цель: выразительность движений

№4

Игра-88 «Обувь»

Цель: выразительность движений

4.

Внимание

№1

 

№2

Игра «Найди два одинаковых числа»

Цель: расширение объема внимания

№3

Игра-87.

Цель: развитие слухового внимания

№4

Игра-89 «Кто быстрее»

Цель: развитие зрительного внимания

5.

Память

№1

Игра-79 

Цель: развитие зрительной памяти

№2

Игра-80 «Слушай хлопки»

Цель: развитие образной памяти

№3

Игра 87.

Цель: развитие зрительной памяти

№4

Игра-90 «Придумай и запомни позу»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти

6.

Мышление и речь

№1

Игра-76 «Прямой счет»

Цель: развитие мышления

№2

Игра-83 2Угадай игрушку»

Цель: развитие восприятия и мышления

№3

Придумай по картинкам предложения. Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей

№4

 

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Радуга»

№2

Упражнение «Плывем в облаках»

№3

Упражнение «Музыкальная шкатулка»

№4

Упражнение «Плывем в облаках»

         

 

п/п

Раздел

№ занятия

Содержание занятия

                АПРЕЛЬ

1.

 

Навыки общения

№1

Игра-93 «Филя, где ты?»

Цель: выбор партнера

№2

Игра-98 «Послушай, что за окном»

Цель: воспитание сдержанности, уступчивости

№3

Игра-101 «Слушаем себя»

Цель: способность самообращения

№4

Игра-103 «Слепой и поводырь»

Цель: формирование доверительных отношений друг к другу

2.

Развитие произвольной сферы

№1

Игра-93 «Филя, где ты»

Цель: развитие навыков произвольного поведения

№2

 

№3

Игра-100 «Волшебный карман»

Цель: воспитание выдержки, организованности

№4

Игра-102 «Кто пришел?»

Цель: расширение поведенческого репертуара

3.

Эмоциональная сфера

№1

 

№2

Игра-95 «Люблю-  не люблю»

Цель: совершенствование мимических движений

№3

Игра-100 «Волшебный карман»

Цель: развитие выразительности движений

№4

Игра-102 «Кто пришел?»

Цель: эмоциональное раскрепощение детей

4.

Внимание

№1

Игра-92 « Отвечай быстро»

Цель: развитие устойчивости внимания

№2

Игра-97 «Запрещенное движение»

Цель: развитие зрительного внимания

№3

Игра-101 «Слушаем себя»

Цель: развитие концентрации внимания

№4

 

5.

Память

№1

Игра-92 «Отвечай быстро»

Цель: развитие образной памяти

№2

 

№3

 

№4

Игра-103 «Рисуем себя»

Цель: развитие зрительной, образной памяти

6.

Мышление и речь

№1

Игра-92 «Отвечай быстро»

Цель: развитие мыслительных процессов

№2

Игра-96

Цель: развитие представлений о частях суток

№3

Игра-99 «Превращения»

Цель: развитие речи, активизация словаря

№4

Игра-103 «Слепой и поводырь»

Цель: осознание важности речи для общения

7.

Воображение

(игры и упражнения на релаксацию и воображение)

№1

Упражнение «Поза покоя»

№2

Упражнение «Послушай, что за окном»

№3

Упражнение «Слушаем себя»

№4

Упражнение «Цветок»

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)