v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Опросник «Психическое выгорание»

15 июня 2017 - администратор

Опросник «Психическое выгорание»

Анализ синдрома «выгорания». Синдром «выгорания» определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной дея­тельности, и поэтому рассматривается в аспекте личностной деформации сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, небла­гоприятного психологического климата в трудовом коллективе.

Ключевую роль в возникновении синдрома «выгорания» играют эмо­ционально напряженные отношения в системе «человек — человек», на­пример между руководителем и подчиненными. Синдром «выгорания» характеризуется как эмоциональное истощение и деперсонализация. Исто­щение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

При деперсонализации наблюдаются нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам, пациентам и т.д. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития. Эти психологические проявления объединяются термином «редукция личных достижений».

Синдром «выгорания» — весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов. Заведующему дошколь­ного учреждения необходимо выявлять его у своих сотрудников и у самого себя и своевременно проводить профилактические и реабилитационные мероприятия.

Для анализа синдрома «выгорания» в педагогическом коллективе лучше всего подходит методика, разработанная Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, которая вводится как индивидуально, так и в группах. Для этого воспитателям раздаются листы для ответов и опросник. В опроснике даны 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Если указанное в опроснике чувство никогда не возникало, то в листе ответов ставится 0 — никогда. Если такое чувство появлялось, следует указать, как часто оно ощущалось. В этом случае круж­ком обводится балл, соответствующий частоте переживаний: 0 — никогда, 1 — очень редко, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — очень часто, 6 — всегда.

1.  Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.

5. Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций.

6. Я чувствую себя энергичной и воодушевленной.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспи­танников.

10. В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю.

11. Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.

12.У меня много планов, и я верю в их осуществление.

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15. Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении.

18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

19. Я многое успеваю сделать.

20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

21. Я многого смогу еще достичь в своей жизни.

22. Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.

 

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в «Листе для ответов».

Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице.

 


«Ключ» опросника «Психическое выгорание»

 

Субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма баллов

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14,16,20

54

Деперсонализация

5,10, 11, 15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9, 12, 17, 18, 19,21

48

Уровни «выгорания» (данные американской выборки)

Субшкала

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональное истощение проявляется в сниженном

0 – 16

17 – 26

27 и больше

Деперсонализация наблюдаются нарушения отношений с другими

0 – 6

7 – 12

13 и больше

Редукция личных достижений снижается уровень самооценки,

Появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное …

39 и больше

38 – 32

31- …

 

Анализ синдрома «психического выгорания»[1] в педагогическом коллективе и степени

удовлетворенности своей работой.

 

Субшкала

Характеристика

в норме

выше нормы

ниже нормы

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Степень эмоционального истощения

проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении

1ч.

5%

8ч.

36%

13ч.

59%

Деперсонализация

проявляется в нарушения отношений с другими людьми; излишняя конформ­ность, чувство зависимости, повышение негативизма,   скепсиса,   а   порой   и проявление циничности по отношению к подчиненным, воспитанникам и т.д.

2ч.

9%

Зч.

14%

1ч.

77%

Редукция

личностных

достижений

появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.

З ч.

14%

10ч.

45%

9ч.

41%

Превышение показателей по всем субшкалам синдрома «выгорания» может быть серьезным препятствием для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов, поэтому необходимо не только выявлять его у сотрудников, но и своевременно проводить профи­лактические и реабилитационные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Опросник «Психическое выгорание» Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)