v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении с учетом ФГОС ДО

2 декабря 2016 - администратор

Психолого-педагогическое сопровождение  инклюзивного образования

 в дошкольном образовательном учреждении с учетом

ФГОС дошкольного образования.

                                                                                                                                          О.В. Крюкова

 

Появление в семье ребенка с нарушением в развитии – это тяжелая жизненная ситуация, как поведет себя семья, какие отношения она выстроит с ребенком-инвалидом, зависит от многих факторов. Особую значимость для семьи в этот период приобретают поддержка со стороны близких людей и социума.  От того насколько благоприятно будет пройден кризисный период зависит качество формирования детско-родительских отношений.

Исследования многих ученых показали, что семьям, воспитывающим ребенка с нарушениями развития необходима психологическая поддержка, направленная на формирование адекватного восприятия ребенка родителем и реалистичного планирования его будущей жизни, что и будет в дальнейшем залогом успешной социализации ребенка с нарушениями развития.            

ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") направлен  на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования (п.1.6(2)).

В стандарте предусмотрен учет  «индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3).

Он является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.1.7(6)).

         Организация инклюзивного образования в детском саду как показывает практика,  помогает детям-инвалидам  лучше адаптироваться к жизни, получить образование в соответствии с их способностями и возможностями. Другие дети этой группы, куда ходит ребенок с ограниченными возможностями здоровья, его сверстники, благодаря общению и взаимодействию с ним учатся  быть толерантными и становятся более внимательными, милосердными и  ответственными.

        Включение "особых" детей в социум привносит определенные трудности в деятельность педагогического состава детского сада, усложняется организация воспитательно-образовательного процесса. Есть сложности и в урегулировании нормативно-правовых отношений всех членов педагогического сообщества. Но всегда находятся педагоги, понимающие значимость и необходимость предоставления государственных гарантий доступности и   качества  дошкольного образования  в системе образования нашей страны каждому ребенку дошкольного возраста и идущие на определенные трудности.

 Одну  из задач, которую успешно решает коллектив детского сада   на протяжении нескольких лет - это создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности детей-инвалидов, ориентированных на удовлетворение их потребностей, с учетом их интересов.

Содержанием и направлениями психолого-педагогического сопровождения детей–инвалидов в детском саду становятся результаты изучения особенностей развития ребенка на основе обследования  (сенсорные, моторные, речевые), составление психолого-педагогических характеристик развития ребенка и его семьи,  разработка индивидуальных образовательных маршрутов, ведение документации психологического сопровождения детей с и семьи.

 Инклюзивное образование надо рассматривать как активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное изучение состояния, планирование и реализация.

 

 

Примерный план психолого-педагогического сопровождения  инклюзивного образования в ДОО на год

 

Содержание работы

Сроки

Участники

Результативность

Проведение диагностики с целью исследования и уточнения позиций педагогов, определение зон психолого-педагогического наблюдения и педагогического воздействия:

  • диагностика социально-психологической адаптации детей к педагогу, ДОУ;
  • диагностика мотивационной сферы;
  • исследование состояние познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
  • исследование состояния общения и взаимоотношений между детьми.

В течение года

 

Психолог, педагоги

 

Мониторинг, материалы анализа, рабочие материалы.

Психолого-педагогическая характеристика развития ребенка.

Заключение психолого-медико - педагогической комиссии.

Логопедическое обследование

Сентябрь, декабрь, май

Логопед

Диагностические заключения,                речевые карты.

Разработка и апробация индивидуальных, подгрупповых  коррекционно-развивающих программ  и образовательных маршрутов.

 

Сентябрь –
май

 

заведующий, старший воспитатель, творческая группа, специалисты, родители.

Индивидуальный образовательный маршрут.

 

Коррекционно –развивающие и профилактические программы.

Проведение индивидуальной деятельности с ребенком  и подгрупповые коррекционно-развивающие детские виды деятельности

Сентябрь –
май

Психолог, логопед, воспитатели, специалисты, родители.

Динамика продвижения в психокоррекционной и психопрофилактической деятельности.

 

Психолого–педагогическое изучение семьи и ребенка.

В течение года

Пед. коллектив родители

Анкеты, опросники и план оказания помощи по  результатам.

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

В течение года

Психолог

Система работы психолого-педагогического сопровождения педагогов.

Индивидуальное планирование педагогов по самообразованию

Сентябрь –
октябрь

заведующий, старший воспитатель

Индивидуальные планы

 

 

Родители детей с ОВЗ,  которые активны и заинтересованы в  результативности обучения,  понимают, что эффективность максимально достигается только при двусторонних совместных усилиях  по оказанию помощи ребенку  в овладении теми необходимыми умениями и навыками, которые будут способствовать его социализации, а значит и успеху на следующей жизненной ступени – обучение в школе.

Во ФГОС дошкольного образования предусмотрены определенные требования к  психологическим условиям для  профессионального развития педагогических работников через «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений».

Работа в режиме инновационной деятельности требует от педагогов творчества, активности, постоянной готовности к неожиданностям, умения взаимодействовать с большим окружением людей.

Постоянное нахождение в умственном, эмоциональном и физическом напряжении сказывается на самочувствии и общей работоспособности педагогов. Поэтому  одним из направлений психологического сопровождения инновационной деятельности в ДОО,   стало обеспечение  эмоционального комфорта педагогов-новаторов, оказание психологической поддержки, снятие повышенной тревожности.

В практической деятельности  педагога-психолога решаются непосредственные задачи при взаимодействии с педагогами и специалистами ДОО  по организации инклюзивного образования в ДОО, как инновационной деятельности для них, с целью предупреждения кризиса некомпетентности и оказания действенной помощи по изменениям организации педагогического процесса и как следствия – возникновение тревожности:

1)      ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей с ОВЗ;

2)      повысить уровень  компетентности  педагогов в осуществлении инклюзивного образовательного процесса в детском саду;

3)      разработать совместно с воспитателями, логопедом и другими специалистами индивидуальную программу развития детей с ОВЗ, индивидуальный маршрут развития;

4)      изучить совместно с коллективом психологические требования к развивающей образовательной среде с учетом ФГОС дошкольного образования и следовать им;

5)      обеспечить педагогов необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, отслеживания их  личностного роста;

6)      подобрать и внедрить новые педагогические технологии, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инклюзивного образования;

7)      осуществлять наблюдение за общением педагогов с детьми в процессе воспитания, с целью разработки индивидуальных моделей развивающего взаимодействия с детьми и обучения технологии педагогов;

8)      провести диагностику оценки развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;

9)      мотивировать педагогов на творческую работу с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста.

10)   осуществлять координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей в рамках инклюзивного образования.

Решение поставленных задач осуществляется через  такие формы работы с педагогическим коллективом ДОО как:

  • тематические педсоветы;
  • мини педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков психического развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • тематические консультации для педагогов и специалистов (Приложение № 9, 11, 13);
  • индивидуальные беседы и консультации с педагогами;
  • семинары-тренинги (Приложение №10, 12, 14).

Основными направлениями деятельности педагога-психолога с воспитателями  и специалистами ДОО в заданных условиях стали:

I. Диагностика внутренней мотивации педагогов в ходе реализации инновационной деятельности.

Используемые методики направлены на выявление отношения педколлектива к инновационной деятельности, его способности к развитию и саморазвитию, на изучение факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов,  особенностей реализации инноваций в образовательном учреждении.

С педагогическим коллективом также проводится работа по изучению творческого мышления и профиля креативности, что позволяет оценить выраженность у каждого педагога составляющих креативности, определить сильные стороны, на которые можно опираться в режиме творческой работы.

II. Актуализация внутренних ресурсов педагогов в инновационной деятельности, развитие личностного и творческого потенциала.

Используются тренинги и другие активные формы работы, позволяющие педагогу развивать свои рефлексивные способности, способствующие принятию и реализации им инновационных изменений:

- Семинар-тренинг «Ресурсы профессионального роста педагогов»,
цель которого,  создание условий для развития мотивационной готовности к проведению инновационных изменений, преодоления сопротивления осуществлению инновационной деятельности через привлечение личностных ресурсов самих участников.

Темы и задачи:

1. «Общение в педагогическом коллективе» - выработка общегруппового представления о сущности педагогического общения, критериях его эффективности и уровне его реализации; развитие коммуникативных умений - умения слушать, принимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, умения донести свое мнение до другого.

2. «Коммуникативные умения и навыки» - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;  отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;  овладение навыками эффективного слушания.

3. «Формирование навыков конструктивного общения. Невербальные средства общения» - формирование чувствительности к невербальным средствам общения; формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения.

4. «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» - обучение педагогов объективному оцениванию конфликтных ситуаций, наработка опыта конструктивного разрешения конфликтов, развивать умения и навыки командного взаимодействия.

5. «Взаимодействие педагога с детьми» - овладение навыками позитивного общения с ребенком, умения адекватно оценивать результаты и  средства общения с ребенком.

6. «Тренинг развития креативности» [4, 18] - развитие воображения, создание положительного эмоционального настроя, сплочение коллектива. В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

Занятия проводятся как практикум с использованием различных игр и упражнений, направленных на овладение педагогами необходимых умений.

- Групповая консультация «Поиск внутренних ресурсов» с целью осознания каждым педагогом собственных энергетических ресурсов и актуальных потребностей, создания условий для творческого самовыражения в рамках подготовки к семинару - практикуму «Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ».

  - Групповая консультация «Роль образовательной среды в становлении креативного потенциала всех субъектов педагогического процесса» в рамках подготовки к семинару «Создание психолого-педагогических условий становления креативного потенциала всех субъектов педагогического процесса».

- Групповая консультация «Воображение как основной компонент креативности», на которой рассматривались понятие «воображение», его функции и роль в становлении творческой личности, с демонстрацией игр и упражнений на развитие воображения детей дошкольного возраста.

- Семинар-практикум «Презентация дидактических игр на развитие воображения», на котором  решалась задача -  подобрать и представить другим дидактические игры, направленные на развитие воображения и творчества.

III.Поддержка оптимального психологического климата в педагогическом коллективе.

Введение и  поддержка традиций   педколлектива («чайная пауза», ежегодные выезды в театр, ежегодная выставка-дегустация «Дары осени» и др.).

 Обращаем внимание  коллектива  на наличие или отсутствие конфликтов на межличностном уровне, по возможности предотвращаются распространение слухов друг о друге, а так же отслеживаются признаки психологической напряженности, которые снимаются посредством техники  саморегуляции.

IV. Профилактика «эмоционального выгорания» педагогов.

Обучение педагогов способам снятия  психоэмоционального напряжения, способам саморегуляции, технике релаксации;

Проведение индивидуального консультирования по запросу педагогов по  отдельным проблемам психологического свойства, возникающим на рабочем месте.

Темы и задачи:

1. «Стресс в жизни педагога» -  знакомство с понятиями «стресс», «профессиональное выгорание», самооценка степени собственного эмоционального выгорания, знакомство с естественными механизмами регуляции стресса и основными приемами саморегуляции.

2. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»  -  профилактика эмоционального выгорания педагогов, освоение естественных способов регу­ляции организма.

3. «Банк способов саморегуляции» (2 занятия)  - профилактика эмоционального выгорания педагогов, овладение доступными способами регуляции собственного психического состояния – управление дыханием, использование образов, воздействие слова, управление тонусом мышц и движением, остановка бега мыслей, методы переключения внимания, использование игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения.

4. «Позитивное самовосприятие» - развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими, развитие чувства собственной значимости

5. «Поиск внутренних ресурсов. Познание самого себя» - профилактика эмоционального выгорания педагогов, повышение самооценки, создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения и чувства тревоги.

V. Психокоррекция, гармонизация личности педагогов, помощь в поиске решения личностных проблем.

Эффективны в работе с педколлективом психотерапевтические сказки. Ведущими идеями занятий с элементами сказкотерапии являются:

·         осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

·         понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

·         познание разных стилей мироощущения;

·         осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

·         внутреннее ощущение силы и гармонии.

[psychology.area7.ru]

 

Психологическое сопровождение педагогических кадров в условиях   инновационной деятельности,  направленной на организацию инклюзивного образования в ДОО, способствовало созданию комфортного эмоционально-психологического климата для педагогического сообщества, сплоченности коллектива, стимулировало процесс личностного роста, роста профессиональной компетентности и творческого потенциала  каждого педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии/под ред.И.М.Бгажноковой.-М, Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС», 2010.

2.      Инклюзивная практика в дошкольном образовании./Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой.-М.: Мозаика-синтез, 2011.

3.      Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб:Речь,2008.

4.      Практические семинары и тренинги для педагогов.-авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009

5.      Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей.-М, ВЛАДОС, 2006.

6.      Солодянкина О.В.  Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье.-М., АРКТИ, 2007.

7.      Материалы интернет-сайта   - psychology.area7.ru

8.      Варга А.Я., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М.:МГУ,1988.-128с.

9.      Малофеев Н.И.    Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2009.№9

10.  Малофеев Н.Н., Маркович М.М., Шматко Н.Д.  Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования // Управление ДОУ 2010 №6 с.8-22

11.  ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)