v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


Консультация для педагогов "Особенности психолого-педагогического изучения детей с ДЦП"

2 декабря 2016 - администратор

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Одной из основных задач психолого-педагогического об­следования дошкольников с ДЦП является выявление особен­ностей развития их познавательной деятельности с оценкой потенциальных возможностей интеллектуального развития и определением основных направлений коррекционно-педагогической работы. С этой целью изучается состояние сенсор­ных функций (зрительного и слухового восприятия), пони­мание речи, особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и психической деятельности ребенка.

Эти функции исследуются и оцениваются с учетом поэтапности их формирования в нормальном онтогенезе, во взаимосвязи с уровнем двигательного развития ребенка и с его биологическим возрастом.

Во всех случаях наряду с выявлением наиболее дефектных систем определяются максимально сохранные системы, с опорой на которые проводятся лечебно-педагогические мероприятия. Это связано с тем, что у детей с церебральным параличом системы зрительного, слухового и кинестетического восприятия, а также речевая функция могут неравномерно участвовать в развитии познавательной деятельности. Выявление наиболее сохранных структур и последующая опора на них при проведении лечебно-педагогических мероприятий приводит к наиболее эффективной психической и речевой реабилитации.

Указанные задачи определяют методику психолого-педагогического обследования, которое является, прежде всего, качественным клиническим описанием особенностей психического развития ребенка и выявленных у него интел­лектуальных нарушений.

Наиболее адекватными методами обследования ребенка с тяжелой двигательной патологией являются свободное наблюдение и обучающий эксперимент. Метод свободного наблюдения позволяет выявить возможности спонтанного развития ребенка. В свободном наблюдении выявляется ряд особенностей психической деятельности, которые имеют паленое значение в прогнозировании заболевания, особенно в случаях тяжелой двигательной недостаточности в дошколь­ном возрасте. Это такие важные показатели, как приспособ­ляемость ребенка к своему двигательному дефекту, его ак­тивность, самостоятельность и настойчивость, стремление к максимальному использованию имеющихся двигательных возможностей.

В свободном наблюдении определяется возможность взаи­модействия ребенка с окружающими, наличие познаватель­ной потребности, некоторые эмоционально-личностные реак­ции, а также уровень мотивации его деятельности.

Необходимость исследования детей с церебральным пара­личом в процессе обучающего эксперимента обосновывается известным положением Л.С. Выготского о ведущей роли обу­чения в динамике умственного развития ребенка - о зонах ближайшего и актуального развития. В обучающем экспе­рименте испытуемому вначале объясняются цели задания и дается способ его выполнения. Затем ему предлагается само­стоятельно выполнить задание и оценить его результат, после чего на другом материале выполнить задание, аналогичное по цели и способу действия.

Способ выполнения задания детьми с церебральным пара­личом в обучающем эксперименте зависит от их двигательных и речевых возможностей, главным образом, от сохранности манипулятивной функции рук и уровня развития экспрессив­ной речи.

Так, при отсутствии возможностей самостоятельно мани­пулировать с предметами и игрушками, все задания на осмыс­ление предметно-игровых действий выполняются совместно с экспериментатором. Активность участия ребенка заключает­ся в этом случае в выборе пособия по теме и цели задания, в построении плана действия, в оценке результатов.

При отсутствии экспрессивной речи оценку своим дейст­виям дети дают с помощью мимики, эмоций, указательных жестов руки, символических движений головой «да-нет».

В случаях тяжелой двигательной патологии, когда имеют место гиперкинезы, асимметричный шейно-тонический реф­лекс, перед началом обследования проводятся специальные упражнения, направленные на уменьшение гиперкинезов, а также подбираются наиболее удобные для ребенка позы, при которых становится менее выражен асимметричный шейно-тонический рефлекс. Большое значение имеет применение фиксации головы и туловища на средней линии, оснащение игрового материала специальными ручками-петлями, упот­ребление подставок для картинок и т.п.

Оценка результатов психолого-педагогического обследо­вания проводится на основе качественного анализа особен­ностей психической деятельности ребенка с определением структуры интеллектуального дефекта в сочетании с его функ­циональными возможностями (двигательными, сенсорными, речевыми) и с его биологическим возрастом. При этом большое значение придается фактору обучаемости, т.е. учитываются:

- время, необходимое ребенку для овладения теми или иными навыками;

- количество выполненных при этом упражнений;

- восприимчивость к помощи;

- способность к логическому переносу, к ассоциативной деятельности и самостоятельному решению.

При анализе и оценке данных обследования учитывается не только его результат и способ решения заданий, но и весь процесс деятельности, а именно:

-  устойчивость внимания;

-  наличие познавательного интереса;

-  активность и самостоятельность ребенка;

-  особенности его эмоционально-волевой сферы.

В психолого-педагогическом исследовании двигательная цитология оценивается с точки зрения ее влияния на разви­тие познавательной деятельности. Важно учесть состояние моторики в момент обследования и время овладения теми или иными двигательными навыками.

Большое значение имеет наличие общей двигательной активности, стремление к максимальному использованию имеющихся двигательных возможностей, настойчивость в овладении двигательными навыками, стремление к самостоятельным действиям.

При обследовании речи важно обратить внимание на наличие у большинства детей с ДЦП в дошкольном возрасте диссоциации между пониманием речи и развитием экспрес­сивной речи. Понимание речи может приближаться к возрас­тной норме, а экспрессивная речь практически полностью отсутствовать вследствие тяжелого поражения мышц арти­куляционного аппарата. Часто также отмечается несоответст­вие между возможностью речевого общения и потребностью в этом. Поэтому в оценке данных о речевом развитии важно учитывать и наличие познавательного интереса, и эмоцио­нально-личностные особенности ребенка, и его потребность в общении с окружающими.

Исследование сенсорных функций, и особенно слухового и зрительного восприятия, является важным этапом, посколь­ку дети с церебральными параличами при отсутствии у них предметно-игровых действий вследствие тяжелого пораже­ния рук остаются на стадии чувственного познания действи­тельности.

Наиболее часто наблюдаются нарушения в системе зри­тельного восприятия: затруднения зрительной ориентиро­вочно-исследовательской деятельности, нарушение пер­цептивного действия, недостаточность фиксации взора и прослеживания, а также нарушения зрительно-моторной ко­ординации.

Оценка развития сенсорных функций является достаточно сложной. В каждом случае с учетом общих клинических дан­ных о ребенке определяется происхождение недостаточности развития той или иной сенсорной функции. При этом отмечает­ся зависимость ее развития от первичного сенсорного дефекта, связь с общей двигательной патологией, с состоянием эмоцио­нально-волевой сферы и познавательного интереса ребенка.

В свободном наблюдении и в обучающем эксперименте выявляются особенности произвольного и непроизвольного внимания, состояние работоспособности ребенка, наличие у него инертности, тормозимости - т.е. тех особенностей психи­ческой деятельности, которые значительно влияют на харак­тер интеллектуальной продуктивности.

Исследование мышления проводится по традиционным методикам: классификация картинок, группировка предме­тов по форме, цвету и размеру, выделение лишнего из груп­пы, понимание серии картинок и т.д. Предметно-игровая де­ятельность исследуется и оценивается в тесном соотношении с характером двигательной патологии и в процессе обучения детей. Исследование в указанном направлении позволяет в известной мере ориентироваться в состоянии психической де­ятельности ребенка. Далее с учетом динамики в развитии речи, движения, познавательного интереса и интеллекта проводит­ся специальное исследование высших форм познавательной деятельности: счетных и пространственных представлений, конструктивного праксиса,  предпосылок к абстрактному мышлению. Проведенное в этом направлении исследование позволяет определить не только количественный уровень знаний ребенка, но и умение их систематизировать, осмыслять и применять в самостоятельной деятельности, используя для этого наиболее эффективный способ действия.

После проведенного обследования составляется заключение, в котором отмечаются уровень развития речи ребенка, особенности его познавательной деятельности, а именно: что ребенок знает, что может делать самостоятельно, какие формы деятельности превалируют (конструктирование, игра, рассматривание, беседа и т.д.), а также особенности его мыслительной и психической деятельности, эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его устойчивость, тормозимость, импуль­сивность и инертность психической деятельности, активность и самостоятельность, настойчивость в действиях, ведущая на­правленность интересов. Кроме того, указывается степень влияния этих факторов на характер мыслительных процессов.

Психолого-педагогическое обследование в комплексе с ме­дицинским обследованием позволяет выявить особенности психического развития у детей с церебральными паралича­ми, своеобразие структуры их интеллектуального дефекта.

 

При обследовании дошкольников с ДЦП целесообразно придерживаться следующей схемы.

 

Исследование двигательной сферы

-  Возможность ребенка поднять и удерживать в таком по­ложении голову.

-  Двигательные возможности: умение сидеть, стоять, са­мостоятельно ходить.

-  Особенности сохранения статического и динамического равновесия.

-  Состояние захватывающей и манипулятивной функции рук.

-  Состояние и разница мышечного напряжения нижних конечностей.

Для углубленного изучения особенностей двигательной сферы можно применить следующие тестовые задания. Их основная цель - определить равномерность, плавность и сим­метричность движений ребенка.

 

>-   Поймай и брось мяч

Цель: наблюдение за особенностями положения ладоней и пальцев рук.

Ребенку предлагается обхватить мяч с противоположных сторон, раскрыв ладони рук и широко расставив пальцы.

 

>   Подними теннисный мячик

Цель: определить ведущую руку при захвате и удержании мяча.

Ребенку предлагается захватить одной рукой теннисный мяч и поднять его.

 

>  Два мяча

Цель: определить бросковую разницу - какая рука раньше выпустит мяч, по какой траектории и на какое расстояние он переместится.

Ребенка просят выполнить одновременный бросок двух мячей, удерживаемых в отдельной руке. Данный тест имеет три разновидности: бросок снизу, бросок сбоку и бросок свер­ху из-за головы.

 

В характере движений с мячом у детей отмечается значи­тельная закрепощенность движений, пассивность, вялость или, наоборот, судорожность движений с обилием синкинезий. Все это приводит к значительным нарушениям в общей структуре движений с предметами. Работу с мячом следует проводить несколько раз, чтобы убедиться, что полученные результаты не случайны.

При взятии мяча у детей выявляются грубые изменения в расположении пальцев и кисти, характерные только для де­тей с церебральным параличом и обусловленные паретичностью мышц и дефектностью функции захвата.

 

>-        Кистевая динамометрия

Цель: определить правильность захвата ребенком динамометра и  направление, степень приложения усилий, показатель кистевой динамометрии.

Ребенок 3-4 раза сжимает динамометр поочередно кистями рук, отведя прямые руки в стороны.

>         Пирамидка

Цель: определить особенности захвата шарика пальцами – какими именно пальцами, естественно или искаженно, траектории его перемещения, частоту совпадения отверстия шарика с осью пирамидки и проявляемые при этом мышечные

усилия.

Ребенку предлагается нанизывать на ось шарики пооче­редно каждой рукой.

Тест проводится с фиксацией времени сборки. Кроме силы сгибателей кисти, на ее целенаправленную манипулятивную деятельность значительное влияние оказывает уровень проявления кинестетической и зрительно-моторной координации.

>  Достань мяч

Цель: определить сохранную руку.

Ребенку предлагается достать мяч, который взрослый удерживает в своих руках.

Дети, у которых поражены обе руки, часто используют ту руку, которая находится ближе к мячу.

>-   Футбол

Цель: определить, какой ногой ребенок предпочитает бить но мячу, зафиксировать силу и точность удара каждой ногой.

Ребенка просят ударить по мячу поочередно каждой но­гой.

 

>   Зайка

Цель: определить разницу в степени поражения ног. Ребенка просят попрыгать на месте на двух ногах одновре­менно (для определения разницы в степени поражения ног), после чего предлагают повторить упражнение поочередно на каждой ноге, держась за опору.

 

Исследование навыков самообслуживания

-  Умение ребенка умываться, чистить зубы, вытирать на­сухо лицо и руки, расчесывать волосы.

-  Умение правильно есть твердую и жидкую пищу, пить из чашки, пользоваться салфеткой.

-  Умение снимать и надевать одежду в определенной пос­ледовательности, застегивать и расстегивать пуговицы и мол­нии, складывать и развешивать одежду.

Уровень развития навыков самообслуживания выявляется даже у детей, имеющих тяжелые нарушения манипулятивных функций, так как сформированность умений и навыков в этой области при детском церебральном параличе во многом зависит от степени обученности ребенка. Некоторые дети с тяжелыми нарушениями движений рук частично могут себя обслуживать, выполняя действия, которым их обучали, а дети с более легки­ми двигательными нарушениями, воспитывающиеся в услови­ях гиперопеки, не владеют такими навыками, которые могли бы быть им доступны по уровню двигательного развития.

 

Исследование речевой деятельности

Изучение особенностей контакта позволяет выявить спо­собность к общению ребенка с помощью речи, а также уста­новление контактов с помощью мимики и жестов.

При оценке понимания обращенной речи используются следующие схемы:

-  совершенно не понимает обращенную речь;

-  понимание обращенной речи ограничено в пределах си­туации;

- достаточное понимание обращенной речи. Основными видами заданий при обследовании понимания

обращенной речи являются:

- называние предметов, их частей и качеств, а также дейс­твий с ними на предъявленных картинках (обследование по­нимания слов);

выполнение предъявляемых на слух инструкций различ­ной сложности (обследование понимания предложений);

- выбор предмета или картинки в соответствии с названной грамматической формой (обследование понимания грам­матических форм);

- пересказ текста, ответы на вопросы к тексту, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).

При оценке разборчивости речи учитываются следующие критерии:

-  речь невнятная, непонятна окружающим;

-  речь смазанная, понятная только близким;

-  речь понятна.

При оценке степени сформированности связной речи обра­щается внимание на то, общается ли ребенок:

-  с помощью звуковых комплексов и отдельных слов;

-  простыми фразами;

-  распространенными предложениями.

Основными видами заданий при обследовании связной речи являются:

-  беседа;

-  составление рассказа по сюжетной картинке;

-  составление рассказа по серии сюжетных картинок;

-  пересказ прослушанного короткого рассказа;

-  составление рассказа-описания;

-  составление рассказа по представлению.

Словарный запас ребенка анализируется по следующим критериям:

-  резко ограничен;

-  беден;

-  в пределах обиходной лексики;

-  достаточный.

При изучении словарного запаса ставятся следующие за­дачи:

-  выявить соответствие или несоответствие словаря воз­растной норме;

-  охарактеризовать активный словарь (наличие имен су­ществительных, прилагательных, глаголов, использование других частей речи);

-  выяснить точность употребления лексических значений слов.

В число обследуемых входят предметный словарь, гла­гольный словарь и словарь признаков.

Приемами обследования словарного запаса является на­зывание предметов, действий и качеств по специально подоб­ранным картинкам.

Обследование артикуляционного аппарата включает изу­чение признаков неврологического поражения в виде:

-  спастического пареза;

-  ригидности;

-  гиперкинезов;

-  атаксии.

Оценивается синхронность дыхания и голосообразования, которая может быть в норме или нарушена.

Исследование познавательной деятельности

Для исследования умения определять и различать про­странственные отношения используют следующие задания:

-  изучение ориентировки в схеме тела и лица человека, в том числе с помощью тестов «Лицо», «Человек» и др.;

-  понимание лексико-грамматических конструкций, опи­сывающих положение человека и предметов в пространстве и выполнение соответствующих инструкций;

-  использование в речи лексико-грамматических конст­рукций, характеризующих расположение предметов и чело­века в пространстве;

-  выполнение конструктивных заданий.

 

Для исследования умения определять временные пред­ставления используют:

- умение определять и различать временные отношения (времена года, части суток);

-    изучение ориентировки в последовательности событий во времени;

-    понимание лексико-грамматических конструкций, описывающих последовательность событий и режимные мо­менты в жизни ребенка;

-    использование лексико-грамматических конструкций, характеризующих временные отношения.

Исследование пространственных и временных представ­лений очень важно, так как их несформированнность явля­ется важным признаком, характеризующим познавательную деятельность детей с церебральным параличом (Э.С. Калиж­нюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, О.В. Титова).

В ходе исследования изучаются также:

- умение использовать в речи обобщающие понятия и предлоги;

- сформированность математических представлений;

-    сформированность представлений об окружающем мире;

-    сформированность изобразительных навыков (рисова­ния, лепки, конструирования, аппликации).

Личностные особенности дошкольников с церебральным параличом могут быть выявлены с помощью опросника для педагогов, содержащего следующие вопросы:

    Устает ли на педагогических занятиях? Если да, то как быстро? Сколько в среднем минут ребенок работает продук­тивно?

    Нравятся ли ему педагогические занятия? Если да, то какие?

    Как реагирует на похвалу за хорошо выполненное зада­ние?

    Как реагирует на порицание за ошибки?

    Стремится ли к усвоению предлагаемого учебного мате­риала?

    Есть ли у него критика к качеству выполнения задания?

    Как реагирует на свой успех в выполнении заданий? Ре­агирует ли самостоятельно?

    Как реагирует на собственный неуспех в работе? Реаги­рует ли самостоятельно?

    Пытается ли искать помощь при затруднениях в выпол­нении задания? Если да, то у кого: у взрослых или у других детей?

Как, по Вашему мнению, будет учиться ребенок в школе?

    Если ребенок будет учиться хорошо, то в силу каких особенностей личности?

    Если ребенок будет учиться плохо, то за счет каких осо­бенностей личности?

 

Исследование ориентировки в направлениях пространства

Для изучения особенностей пространственных представ­лений рекомендуется использовать задания, предлагаемые О.В. Титовой.

Оборудование: рисунок с изображением трех детей в раз­ной позиции (вид сзади и вид спереди). В верхней части ри­сунка изображена девочка, в правой руке которой - цветок, мальчик, в правой руке которого - флажок, и девочка с пи­рамидой в левой руке. В нижней части рисунка изображены те же дети, но предмет у них находится в других руках: у де­вочки цветок в левой, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой.

Цели исследования: выявить умение ориентироваться в схеме тела человека; выявить умение определять правую и левую стороны в схеме собственного тела, у собеседника, на картинке; выявить степень обучаемости ребенка.

Процедура проведения

Детям предлагается три серии заданий.

I. Покажи правую руку (ногу). Покажи левую руку (ногу).

II. Покажи, где у меня правая рука. Покажи, где у меня левая рука.

III. В какой руке девочка держит цветок? В какой hуке мальчик держит флажок?

Покажи на картинке девочку, которая держит пирамидку в правой руке.

Покажи на картинке девочку, которая держит пирамидку в левой руке.

 

Перед первой серией заданий ребенка просят поочередно поднять правую руку, левую руку, показать правую ногу, левую ногу. Во второй серии заданий, расположив ребенка на­против себя, взрослый спрашивает: «Где у меня правая рука?» Если ребенок показывает неверно, взрослый дает объяснения, после чего повторяет свой вопрос. В третьей серии заданий пе­ред ребенком кладется рисунок и дается инструкция: «Посмот­ри, нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?» и т.д. В случае необходимости по ходу выполнения задания ребенку оказывается помощь.

 

Исследование восприятия удаленности предмета и его местоположения

Оборудование: две одинаковые матрешки.

Цели исследования: выявить умение воспринимать уда­ленность предметов (далеко, близко); выявить умение опре­делять местоположение предметов вверху, внизу, спереди, сзади; определить степень обучаемости ребенка.

Процедура проведения

Детям предлагается три серии заданий.

I.         Покажи матрешку, которая ближе к тебе.

Покажи матрешку, которая дальше от тебя.

II.        Назови, что находится вверху.

Назови, что находится внизу.

III.       Назови, что находится спереди.

Назови, что находится сзади.

 

Перед первой серией заданий перед ребенком на столе рас­ставляют две матрешки так, чтобы одна из них находилась ближе к ребенку, а другая - дальше. После этого ребенка про­сят показать матрешку, которая расположена к нему ближе, а затем ту, которая дальше. Если ребенок показывает невер­но, взрослый дает объяснения, после чего повторяет задание. Во второй серии заданий ребенку предлагается назвать, что находится вверху и что внизу. В третьей серии заданий - что находится впереди и что сзади, при этом пространство не ог­раничивается.

В случае необходимости по ходу выполнения задания ре­бенку оказывается помощь.

 

Исследование восприятия пространственных отношений между предметами

Оборудование: стакан, ложка; восемь картинок с изобра­жением стакана и ложки в разных позициях по отношению к стакану (в, на, под, перед, за, слева, справа, между).

Цели исследования: выявить понимание пространствен­ных отношений между натуральными предметами и изобра­женными; определить наличие умения словесно обозначать пространственные отношения между предметами.

Процедура проведения

Детям предлагается две серии заданий.

I. Что это? (Поочередно показываются стакан и ложка.) Где ложка?

Положи ложку в стакан, на стакан, под стакан, перед ста­каном, за стакан, справа от стакана, слева от стакана, между стаканами.

П. Что это? (Поочередно показываются изображения ста­кана и ложки.) Где ложка?

Покажи рисунок, где ложка в стакане, под стаканом и т.д.

 

Сначала ребенку показывают стакан и ложку, а затем просят его сказать, что это. После этого ложку располагают в определенной позиции по отношению к стакану и предлагают сказать, где находится ложка. Затем ребенок выполняет задание по инструкции. Во второй серии заданий ребенку демонстрируют картинку с изображением стакана и ложки и просят сказать, что это. На следующем этапе ребенку пооче­редно предъявляются картинки и предлагается сказать, где находится ложка. После этого перед ребенком раскладывают все 8 картинок и дается инструкция: «Покажи картинку, где ложка находится в стакане» и т.д.

В случае необходимости по ходу выполнения задания ре-пенку оказывается помощь.

Исследование ориентировки на плоскости

Оборудование: два листа бумаги размером А4 зеленого цвета; 8 небольших игрушек - 2 коровы, 2 козы, 2 лошади, 2 овцы; экран.

Цели исследования: выявить умение ориентироваться на плоскости; способность удерживать в памяти пространствен­ное расположение предметов на плоскости; степень обучае­мости ребенка.

Процедура проведения

Детям предлагается две серии заданий.

I. Размести игрушки на листе бумаги: корову - наверху слева; козу - внизу справа; лошадь - внизу слева; овцу - в се­редине листа.

П. Размести игрушки: корову - внизу слева; козу - вверху справа; лошадь - в середине; овцу - внизу справа (выполняет­ся по инструкции-показу).

Перед тем как начать процедуру исследования, с детьми проводится беседа: «Представьте, что зеленый лист бумаги -это лужайка, на которой будут гулять корова, коза, лошадь и овца. Вам нужно помочь животным занять свое место». Сначала дается инструкция: «Поставьте корову наверху сле­ва, козу - справа, лошадь - внизу слева, а овцу - в середине лужайки ». Затем педагог расставляет животных на листе бу­маги следующим образом: корову - внизу слева, козу - ввер­ху справа, лошадь - в середине, овцу - внизу справа, после чего дает инструкцию: «Посмотри и запомни, как расположены животные». Через 30 секунд образец загораживается экраном, и ребенку предлагается расположить животных по образцу. После окончания работы экран убирают, и ребенок  проверяет правильность выполнения задания. В случае необходимости ребенку оказывается помощь.

 

Данная методика предполагает изучение пространствен­ных представлений у дошкольников 5-6 лет по следующим направлениям:

-    исследование ориентировки в направлениях простран­ства;

-    исследование удаленности предмета и его местоположе­ния;

-    исследование пространственных отношений между пред­метами;

- исследование ориентировки на плоскости.

 

На начальных этапах изучения ребенка педагогу и психо­логу очень важно узнать особенности его микросоциального окружения, семейного воспитания. В этом может помочь ан­кетирование. Обратим внимание, что не обязательно просить родителей заполнить анкету: можно провести обследование в виде беседы, используя ее вопросы.

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)