v Включить версию для слабовидящих
 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОБИНСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД N 4 КОЛОСОК

Владимирская Обл., Собинский район, поселок Ставрово ул. Юбилейная дом 6А

 
Авторизация
Логин:   
Пароль:
Запомнить меня   
Регистрация   Забыли пароль?
   
 


"Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в группах детского сада в условиях реализации ФГОС"

2 декабря 2016 - администратор

 

«Гендерный подход в организации предметно - развивающей среды

 в группах детского сада в условиях реализации ФГОС»

Оптимальная организация предметно - развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Особое место в Концепции занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая призвана обеспечить личностно-ориентированные отношения между специалистами детского сада и его воспитанниками. Известно, что предметно - развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых, направлена на предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Данное положение отражено и в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В федеральных государственных образовательных стандартах  определены принципы ее организации: «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Предметно – развивающая среда,  должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, «… как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования…», обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на «…учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков». Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов гендерного поведения.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:

  • содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
  • ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
  • учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
  • учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.

Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.

Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:

 · учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);

 · учёт этапов развития гендерной идентичности;

 · учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Рассмотрим каждый их них.

1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. В построении пространства и его наполнении содержанием необходимо учитывать соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, соответственно уголок для сюжетно-ролевых игр для мальчиков должен занимать  большую часть пространства.

Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), должны располагаться в группе по обоюдной договоренности.

2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги дошкольных образовательных учреждений используют маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы выкрашены в два цвета - для мальчиков и девочек, также предметные картинки на мешках со спортивной формой соответствуют полу гендера и так далее.

При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Они считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому разумно использовать более светлые и яркие варианты цветовой гаммы для мальчиков и девочек.

Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.

3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.

Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением, сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков надо приобретать различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.

Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её периодической корректировки, с точки зрения, ассиметрии в распределении пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном, продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не должен оставаться без внимания.

На основании выделенных основных ориентиров, с целью проведения анализа (самоанализа педагогами) оптимальной организации предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода рекомендуются карты анализа, разработанные Л.В. Коломийченко, включающие три основных критерия: обогащенность, функциональность и педагогическая целесообразность среды. Каждый из критериев имеет свои составляющие.

1. Обогащенность:

  •  наличие разнообразных зон;
  •  наличие предметов, атрибутов, отражающих полоролевые виды деятельности;
  •  предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей;
  •  наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуникативный компонент;
  •  наличие худ. литературы, учеб. пособий, изобразительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации;
  •  эмоционально-поведенческий компонент среды (эмоциональность и эмоциогенность).

2. Функциональность:

  •  комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности);
  •  полифункциональность использования предметов;
  •  динамичность (изменчивость) среды;
  •  доступность всех предметов ребенку;
  •  возможность включения ребенка в преобразование среды.

3. Педагогическая целесообразность с учетом основных ориентиров:

  •  учет гендерного пространства группы;
  •  учет этапов гендерной идентичности мальчиков и девочек;
  •  использование маркеров гендерных различий;
  •  учет психологических особенностей развития мальчиков и девочек в организации пространства и содержании.

Все составляющие оцениваются в баллах:

     1балл – составляющие критерии не реализованы,

     3 балла – реализованы частично,

     5 баллов – реализованы полностью.

Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество. Оценивание организации предметно-развивающей среды по карте осуществляется с трех позиций: педагогами группы, старшим воспитателем и заведующим детским садом.

Вместе с тем вносимые коррективы в организацию предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают «уход» от традиционных принципов её организации в соответствии с концепцией В.А. Петровского, а лишь являются дополнением, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек к дальнейшей жизни.

Гендерный аспект в проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ в рамках ФГОС

  • Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада
  • Целостная модель построения среды
  • Личностно-ориентированная модель в организации ПРС
  • Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды

 

 

Гендерные особенности

Психические функции

Мальчики 

Девочки 

1. Восприятие

     Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие прос-транства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения

     Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений

2. Способ обработки   информации

     В системе поиска и исследования

     По шаблону, стандарту, стереотипно

3. Память

     Запоминают все, что сами «открыли» и исследовали

     Опираются на механическое запоминание

4. Выполняемые   операции

     Мысленные манипуляции с геометрическими формами

     Счет, манипуляции с цифрами и формулами

5. Мышление

     Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения.

     В 6 лет сформировано пространственное мышление.

     Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата.

     К 13 годам формируется пространственное мышление.

6. Эмоции

     Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления – отреагировали и бросаются действовать.

      Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неоднократно с включением близких, доверенных лиц, в продолжении длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу.

 

 

Нужен ли сайт образовательному учреждению?

Да (28)
Нет (2)
Затрудняюсь ответить (0)